Устич Владимир Андреевич
Устич
Владимир
Андреевич
Майор / Лётчик
26.06.1920 - 17.05.2002

История солдата

Записано сыном Устич В.В. со слов отца Устич В.А.:
"Я родился в с.Брицкое, Липовецкого р-на, Винницкой обл. в многодетной крестьянской семье. Мать звали Ярина, отца Андрей. Отец простудился и умер от воспаления лёгких, когда зимой строил в колхозе коровник. Мать, братья и сёстры умерли от голода в 1933.

Воспитывался в детском доме.

Когда в 9 лет в 1929 г. я первый раз увидел в небе истребитель (мы косили траву за селом), то сказал отцу, что буду лётчиком. Хочу летать. Мечта сбылась. После аэроклуба в Виннице и лётного училища  в Армавире я стал военным лётчиком—истребителем. Мне было тогда 22 года.

И вот, я в боевом полку.

М-р Лукелий, командир  6 гв. ИА полка (149 гв. ИАП) принимал молодое пополнение (4 чел.) и лично проверял каждого в воздухе.  Все боевые лётчики, все техники, одним словом весь полк, наблюдали за экзаменом по пилотированию с земли. Задача была простая – удержаться при пилотировании за самолётом к-ра полка.  Взлетали на проверку по очереди. Мои сверстники экзамен не сдали. С земли я наблюдал за самолётом командира и анализировал его пилотаж.  Мысленно я выполнял движения педалями, сектором газа и ручкой управления, чтобы не потерять его. Когда я  взлетал на Яке последним, характер командира в воздухе мне уже был в общем понятен, а глаза горели от желания быстрее подняться наверх. Набрал высоту, подошёл к нему, стал в боевое построение справа, услышал в наушниках: «Готов к работе?». «Готов». И началось. Сразу переворот, переход в пикирование, выход на вертикаль, полупетля, опять переворот, боевой разворот. Он думал, что я отстал и потерял его. Каково же было его удивление, что я как привязанный  сидел у него на хвосте. Что он только не вытворял в воздухе на виду всего полка, но сбросить меня с хвоста ему не удавалось.  Моторы машин работали на пределе, и этот рёв двигателей над аэродромом привлёк многих. Командир стал нервничать, а я вздумал ещё в этом азарте поиграть у него на нервах. Я не просто держался справа, а брал его в прицел, т.е. он видел живот моей машины. В этой ситуации это был уже вызов зелёного и неопытного лётчика. В бою, если противник сел на  хвост, он тебя уже не выпустит из прицела. Это может быть последний взгляд в жизни…

В наушниках услышал недовольный голос: «Заканчиваем. Я сажусь первым». Разошлись. Я стал в круг. Когда командир сел, начал заходить на посадку. С любовью  посадил, как учили,  боевой Як на три точки, нежно и красиво. Душа пела, азарт и эмоции переполняли.  До сих пор, и через 50 лет не могу забыть мой первый день в полку. Зарулил  точно на место. Все смотрят. Открыл фонарь, механик помог вылезти. Иду к командиру докладывать.  Он стоит в мокрой гимнастёрке и сердито смотрит в мою сторону. За ним полукругом  стоят лётчики и улыбаются за его спиной, кто в кулак, а кто и открыто, но командир полка может это только слышать.  Подхожу и докладываю: «Лётчик такой-то … какие будут замечания?». К-р полка, м-р Лукелий посмотрел на меня мрачно и продолжительно с головы  до ног и обратно и  медленно произнёс:  «А Вы, мл. л-т, завтра полетите в бой у меня ведомым. Остальным (троим) месяц тренироваться над аэродромом».  Фамилии их не помню уже. Они потом   погибли в воздушных боях. Из того пополнения я остался один. Командир ушёл. Лётчики подошли ко мне и говорят: «Надо было уступить командиру. Надрал старику хвост на виду у всех, а у него несколько сбитых немцев. Расстроил его».  «Я выполнил боевую задачу – удержаться за машиной командира, т.е. прикрыть его».  «Ну, с крещением тебя. Добро пожаловать в гвардейский полк, в нашу семью». Так прошло первое знакомство.

Во время войны на ужин в полку давали каждому 100 г водки. Я отдавал, не пил. Кто-то вечером играл в шахматы, кто-то писал письма. А мне писать было некому. Я был детдомовский. Меня интересовала моя работа - война. Каждый вечер, закрыв глаза, я анализировал свой каждый вылет (2-3 вылета в день сваливали к вечеру с ног).  После разбора полётов я самостоятельно разбирал свои действия. Что я сделал правильно, неправильно? Что можно сделать лучше, по-другому, нестандартно или нетипично для противника? Как вели себя в воздухе над целью немцы? Шаблонно или с выдумкой? Какие тактические приёмы можно было ещё применить в этом задании? Разучивал наизусть и запоминал карту боевых действий полка. Все населённые пункты, изгибы рек, ориентиры и т.д. Если в воздухе смотреть на карту, то собьют быстро. Лётчики у немцев были сильные и расчётливые. «Зевки» в бою и ошибки не прощали. Ходил к зенитчикам на аэродроме и подробно расспрашивал их об особенностях стрельбы по самолётам на разных высотах. Это помогало мне уходить от огня немецких зениток. Законы физики едины, и я заранее знал, что делает в той или иной ситуации немецкий наводчик и заставлял его ошибаться. Чтобы вернуться с боевого вылета домой, нужно быть сильнее, умнее, хитрее, иметь силу воли, характер, нужен азарт и ежедневное настоящее желание драться в каждом боевом вылете и не думать о том, что тебя убьют. Будешь думать, что убьют - значит убьют. Нужно отлично знать возможности своей машины, оружия и использовать их на все 100%   и чуть - чуть больше. Везение? Везёт сильным. 

Однажды получил машину из соседнего полка с красным носом до кабины. Этот красный нос обращал на себя внимание немецких лётчиков. Каждый думал, что в нём сидит русский ас и пытался сбить меня. У немецких пилотов личные интересы всегда были выше общего дела. На разборе командир шутил: «Это хорошо, что у  УСТИЧА машина с красным носом. Пока мы выполняем боевое задание, «Мессы» гоняются за ним по всему небу». Мне было не до шуток. Как-то говорю механику: «Закрась этот красный нос в зелёный цвет. Он единственный в полку и как магнит притягивает в воздухе всех немцев».

 В приметы не верил и никогда не обращал на них внимание. Хотя, однажды  получил новые хромовые сапоги. Шло сражение на Курской дуге.  Механик увидел их и всё утро  повторял: «Тов. мл. л-т, плохая примета. Новые сапоги нельзя одевать на боевое задание. Переобуйтесь».  Может быть, он был прав. Нога в новой обуви плохо чувствует педали. Отвлекает. Но в том бою я, отбивая атаки  немецкого истребителя от своего ведущего, не успевал прикрыть его от другого Ме-109 справа под очень неудобным углом. В воздухе было тесно от самолётов. Кто в кого стреляет, не поймёшь. Всё происходило очень быстро. Чтобы спасти командира,  я развернул свою машину  животом самолёта под пушечную очередь Ме-109 и закрыл, таким образом, его самолёт.  Раздался сплошной грохот ударов снизу. Мотор стал сразу, но машина не загорелась. Снаряды прошли между ног, вырвали панель приборов, фонарь, срезали левую педаль и каблук нового сапога, в котором стало мокро от крови. Осколок зашел в пятку.  Руки, ноги и лицо посекло мелкими осколками. Всё в крови, но сознание не потерял и сохранил способность двигать ногами и руками.  Контроль от этого удара над самолётом я потерял и стал беспорядочно падать. В разбитой кабине перед глазами закружился пух. Первая мысль – это прыгать, но мозг требует ответа – откуда пух. Автоматически понял. Лётчик сидит на парашюте, а парашют в бронированной ванне, с толщиной брони  8 мм. Снаряды пробили бронеплиту, вошли в парашют и осколками посекли его. Мелкие частицы шелка стали от этого «пухом».  Бронеплита и парашют спасли меня, но прыгать уже нельзя. С трудом, без левой педали, выровнял самолёт, элероны были не повреждены, сориентировался по солнцу и начал под большим углом, чтобы не добили, снижаться к своим. Сидел в машине открыто, как в лодке. От фонаря   ничего не осталось. Боялся, что крылья развалятся. В правом крыле после очереди «Месса» образовалась сквозная дыра, в которую мог пролезть человек. Крылья Яка изготавливали из прессованной фанеры. Несмотря на повреждения, машина не подвела. Перед землёй выровнял и сел на живот на поле боя. За самолётом осталась полоса разорванных фюзеляжем тел убитых немецких солдат.  Стояла жара, и запах от разложения вздувшихся трупов стоял такой, что пришлось закрыть нос шлемофоном. Примерно в трёх километрах шёл бой, горели танки. Взял изорванный парашют (инструкция требует снимать часы и забирать парашют) и осторожно (крыло зацепило табличку с надписью «Мины»), обдумывая, куда поставить ногу среди убитых, пошёл к грунтовой дороге,  где меня подобрала машина с ранеными, идущая в тыл. Осколок вытащили. Через два дня я был уже в полку и вскоре  летал на задания. Один сапог в шутку подарил суеверному механику. В том боевом вылете, что новые сапоги, что старые сапоги. Это о приметах.

Да, на войне бывает и убивают. На то она и война. Но это моя профессия, и я её очень любил и подходил к ней с большим желанием, творчески не шаблонно.

Врага бояться нельзя. Его нужно бить, чтобы он тебя боялся!"

...Устич В.А...

От себя, внука:

Мой дед очень сильный и мужественный, будучи воспитанным в суровых условиях, наверное, был для меня очень строгим дедом. Однако, несмотря на это он воспитал во мне железный характер, передал свои знания, умения, опыт. Конечно, эти умения не боевые, они для меня как история его фронтового пути; а такие как: токарные и слесарные помогают мне в жизни и по сей день.  Дед был мастером на все руки, мог починить всё что угодно в доме. Изобретательный мозг, усидчивый, кропотливый, трудолюбивый - несмотря на контузию, которую он получил в воздушном бою, продолжал мастерить до последнего часа своей жизни. Работая уже в мирное время всесоюзном научно-исследовательском институте табака и махорки им. А. И. Микояна г. Краснодар в 1982 году, он был автором изобретения - листоотделительный аппарат табакоуборочной машины.  Дед всегда трудился и радовал всю семью, своими хитрыми изобретениями. Одно из них – это ещё 1981 году – спиннинг с автоматическим подсеканием.  Также он изготовил противоугонное устройство на педали машины с упором в заднюю стенку и секреткой. По поводу изобретений дед всегда говорил, смеясь: «Ты только придумал, а Китайцы уже продают!» И конечно же мы хорошо отдыхали всей семьей, ездили в лес за грибами, кизилом и на любимую рыбалку деда с подъёмом чуть свет в 3:30 утра.

Сначала трудимся, а потом отдыхаем! Так было принято в нашей большой семье. 

Вся жизнь деда - это долг Родине и семье! Долг - это радость!

В каждом из нас есть частица нашего деда. Мы отдаём свой долг нашим семьям, родным и близким.
По сей день сын моего деда и мой дядя Володя начинает свои занятия с учениками немецкому языку со слов:

Ich schlief und träumte, das Lében wäre Freude. Ich erwáchte und sáh, das Lében ist Pflicht. Ich tue und siehe, die Pflicht ist Freude.   Was stéht bei uns im Vórdergrund? Erst die Árbeit, dann das Vergnügen.  „In Ewigkeit, Ámen“.

 Also, los an die Árbeit!
Перевод:

*Я спал, и мне снилось, что жизнь это радость. Я проснулся и увидел, что жизнь это долг.  Я делаю своё дело, и смотри-ка,  долг – это радость.   

Что у нас на первом месте? (Что у нас главное?) Вначале работа, потом развлечение. Так должно быть во веки веков, аминь.

Итак, за работу!


*Выше сказанная восточная мудрость ещё прозвучит в одной из статей посвященных Дню советской-русской армии и флота написанной сыном моего деда Устич Владимиром Владимировичем в 2001 году.

Вся семья благодарна  деду за чистое небо без войны, за его подвиг, за опыт переданный детям и внукам.

Низкий поклон и светлая память!


Примечание:
УСТИЧ В.А. умер в г. Краснодаре и похоронен на Славянском кладбище.

Регион Краснодарский край
Воинское звание Майор
Населенный пункт: Краснодар
Воинская специальность Лётчик
Место рождения Украинская ССР, Винницкая обл., Липовецкий р-н, с. Брицкое
Годы службы 1940 1960
Дата рождения 26.06.1920
Дата смерти 17.05.2002

Боевой путь

Место призыва Винницкий РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Винницкий р-н
Дата призыва 15.05.1940
Боевое подразделение 6-й истребительный авиационный полк, 294-я истребительная авиационная Полтавско-Александрийская дивизия (294-я иад), 5-я воздушная армия, 2-й Украинский фронт
Завершение боевого пути 29.02.1960
Принимал участие Курская дуга, Будапештская операция, Ясско-Кишинёвская операция, Корейская война 1950-1953

15.5.1940       Курсант Конотопская ВАШП

     5.1940       Армавирская ВАШП СКВО

22.6.1943       Пилот переменного состава.  83 ИАП ПриВО

22.8.1943      Лётчик  6 ИАП. 294 ИАД. УИАК, 5 ВА. 2 Укр.фр.
2.5.44 г. 4 Яковлевых, получив боевое задание на сопровождение 6 ИЛ-2. Во время взлета у ведущих т.т. Козулина и Бебина отказала мат-часть. Ведомый мл. лейтенант УСТИЧ проявил инициативу и принял на себя командование, взлетел сопровождать парой с ведомым мл. лейтенантом МЕРЗЛЕНКО. Придя в район цели были атакованы четырьмя Ме-109. Несмотря на численное превосходство Ме-109, тов. УСТИЧ показал пример боевой доблести и все-таки истребители противника были отбиты. Ме-109 к штурмовикам допущены не были, ИЛ-ы призвели по 3-4 успешных захода по скоплению живой силы и техники противника. Задание было выполнено. Все штурмовики без потерь возвратились на свой аэродром.

с 25.5.44 г. по 5.12.44 г. успешно произвел 31 боевой вылет, из них: на прикрытие наземных войск – 5, на разведку войск и техники противника – 17, на прикрытие штурмовиков – 9. Провел 5 воздушных боев, в которых лично сбил 3(три) самолета противника типа Ме-109.

25.6.1944      Лётчик старший 6 ИАП  переименов. в 149 гв. ИАП, 294 ИАД  переименов. в   13  гв. ИАД (13-я гвардейская истребительная авиационная Полтавско-Александрийская Краснознамённая ордена Кутузова дивизия)

17.09.44 г. Гвардий мл. лейтенант УСТИЧ, с ведущим Гвардий старшим лейтенантом ВИНОГРАДОВЫМ, выполняя боевое задание на разведку войск противника в р-не МЕЧУРАЧА и СЕНЕТУРА встретили 4 Ме-109, которые навязали им воздушный бой. Гвардий мл. лейтенант УСТИЧ смело пошел в лобовую атаку, с дистанции 70 м., сбил 1 Ме-109, остальные самолеты противника на бреющем полете ушли на свою территорию. При выходе из боя пара Яковлевых пробила облачность и вверху встретила вторую четверку Ме-109, с которыми снова завязали воздушный бой.

В этой жестокой и неравной схватке Гвардий мл. лейтенант УСТИЧ отбивая атаки от своего ведущего, сбил ещё 1 Ме-109.

16.11.44 г. 2 Як-9, с ведущим Гвардий лейтенантом МЕРЗЛЕНКО, выполняя боевое задание на разведку войск противника в р-не ВАЦ на высоте H=3500 м. встретили 6 Ме-109, которые со всех сторон набросились на пару наших разведчиков. Смелые летчики отважно дрались с истребителями противника в течение 20 мин., в результате боя Гвардий мл. лейтенант УСТИЧ    и Гвардий лейтенант МЕРЗЛЕНКО сбили по одному Ме-109. При выходе из боя самолет УСТИЧА был подбит огнём ЗА. Разорвавшийся снаряд побил всю кабину самолёта, мотор начал отказывать. тов. УСТИЧ раненный осколками снаряда, напрягая все свои силы перетянул линию фронта, посадил самолет на фюзеляж и потерял сознание. Был подобран наземными войсками и отправлен в полевой госпиталь.

31.10.1946     4 ИАК  переименов. в 3 гв. ИАД  17 ВА, 5 ВА. 17 ВА, 6 ВА, 2 Укр.фр.

                     ЮГВ, ТуркВО

24.06.1948     Командир звена  149 гв. ИАП, 13 гв. ИАД. 6 ВА переимен. В 73 ВА, ТуркВО

29.12.1950     Помощник штурмана 149 гв. ИАП, 13 гв. ИАД, 73 ВА, ТуркВО

Карта составлена на основании личного дела Устич В.А., заведённого 12.8.41 и учебных документов ОК 73 ВА

Начальник ОК 73 ВА

17.02.1951      п-к  Жук

9.12.1952     Убыл центр Липецкая ВОЛКУ. Слушатель отделения лётчиков АСС.

25.3.1953     Липецкие ВОЛТКУ

                    В распоряжение Ком. 57 ВА

12.12.1953   НК, все   190  ИАД

30.01.1954   Штурман полка – лётчик  582 ИАП

17.05.1955  В составе части убыл в 37 ВА. Помощник к-ра по огневой и тактической  подготовке  582 ИАП  37 ВА

Уволен в запас 1959

На учёт в РВК Краснодара 29.2.1960

мл.л-т       ПриВО № приказа  01006    22.6.1943

      л-т       17 ВА   № приказа  033         10.9.1946

ст.л-т         ГК ВВС 0/385                           25.4.1950

капитан    ГК ВВС 0873                             30.4.1953

                   ГК ВВС 0788

Степной фронт с   7.43 по  10.1943

2 Укр.     фронт  с 10.43 по 9.5.1943    

Член КПСС с 1946  п.б. № 7892093

Примечание:

Отсутствует упоминание о аэроклубе в г.Винница, где Устич В.А. впервые поднялся в небо на самолёте По-2, и где на По-2 он совершил самостоятельный полёт. Также отсутствует запись в УПК о войне в Корее, где отец принимал участие и награждён  китайской медалью. В.У.                               

Награды

Орден Красного Знамени  № 17360

Орден Красного Знамени № 17360

Орден Славы 3 Степени № 68616

Орден Славы 3 Степени № 68616

Орден Отечественной Войны 2 степени №2811890

Орден Отечественной Войны 2 степени №2811890

Орден Красной Звезды №3474031

Орден Красной Звезды №3474031

За победу над Германией  9.05.45

За победу над Германией 9.05.45

За взятие Будапешта 9.06.45 №А002947

За взятие Будапешта 9.06.45 №А002947

За взятие Вены 9.06.45 №А010740

За взятие Вены 9.06.45 №А010740

30 лет СА и Флота 22.9.48

30 лет СА и Флота 22.9.48

Медаль «Китайско-Советская дружба»

Медаль «Китайско-Советская дружба»

За трудовые подвиги, личное мужество во время войны в Корее

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.

40 лет Вооружённых Сил СССР

40 лет Вооружённых Сил СССР

60 лет Вооружённых Сил СССР

60 лет Вооружённых Сил СССР

70 лет Вооружённых Сил СССР

70 лет Вооружённых Сил СССР

Фотографии

Устич В.А. Румыния 1944 г. После боевого вылета

Устич В.А. Румыния 1944 г. После боевого вылета

Устич В.А. Чехословакия 1945 г.

Устич В.А. Чехословакия 1945 г.

Устич В.А. парадная

Устич В.А. парадная

Устич В.А. с механиком Сухаревским

Устич В.А. с механиком Сухаревским

Устич В.А. Перед постановкой задачи во время войны. На фото последний во втором ряду.

Устич В.А. Перед постановкой задачи во время войны. На фото последний во втором ряду.

Устич В.А. Парадная

Устич В.А. Парадная

Семья солдата

Владимир
Устич Владимир Владимирович

Сын

Любовь
Устич Любовь Владимровна

Дочь

Александр
Устич Александр Владимирович

Внук

Виктория
Самосненко Виктория Владимировна

Внучка

Андрей
Николенко Андрей Валерьевич

Внук

Александра
Дробот Александра Данилована

Жена

Однополчане

Мерзленко Андрей Андреевич  Як-1  11.12.44   Сев. г. Эгер (Венгрия) сбит в бою,  самолёт разбит, лётчик погиб.

Мерзленко Андрей Андреевич Як-1 11.12.44 Сев. г. Эгер (Венгрия) сбит в бою, самолёт разбит, лётчик погиб.

Виноградов Александр Иванович 12.11.44  Ранен МЗА в ногу. В часть не вернулся. Выполнил 115 боевых вылетов. Сбил лично: 6 самолётов.

Виноградов Александр Иванович 12.11.44 Ранен МЗА в ногу. В часть не вернулся. Выполнил 115 боевых вылетов. Сбил лично: 6 самолётов.

Петрушенко Иван Игнатьевич 28.7.44  Сбит МЗА - малокалиберной зенитной артиллерией. Погиб.

Петрушенко Иван Игнатьевич 28.7.44 Сбит МЗА - малокалиберной зенитной артиллерией. Погиб.

Горчаков Анатолий Алексеевич 8.01.44  НБЗ  из района Грузное, Обозновка. 297 боевых вылета,  23 воздушных боя.  Сбил лично: 7 самолетов.

Горчаков Анатолий Алексеевич 8.01.44 НБЗ из района Грузное, Обозновка. 297 боевых вылета, 23 воздушных боя. Сбил лично: 7 самолетов.

Зотов Матвей Иванович 28.09.43 - Герой Советского Союза, Генерал-майор авиации в запасе с 1960 г. умер в Москве 2.09.1970 г. Сбил лично: 19 самолетов.

Зотов Матвей Иванович 28.09.43 - Герой Советского Союза, Генерал-майор авиации в запасе с 1960 г. умер в Москве 2.09.1970 г. Сбил лично: 19 самолетов.

Козулин Борис Фёдорович - Ком-р звена. 3 АЭ.  В 1970-х годах вышёл в отставку в звании Гвардии подполковника. Сбил лично 15 самолетов.

Козулин Борис Фёдорович - Ком-р звена. 3 АЭ. В 1970-х годах вышёл в отставку в звании Гвардии подполковника. Сбил лично 15 самолетов.

Опалев Иван Михайлович майор 6.05.44  Сбит, погиб. Сбил лично 4 самолета.

Опалев Иван Михайлович майор 6.05.44 Сбит, погиб. Сбил лично 4 самолета.

Бебин Александр Михайлович ст. лейтенант. Сбил лично 13 самолетов

Бебин Александр Михайлович ст. лейтенант. Сбил лично 13 самолетов

Дында Сергей Демидович Гв.капитан Сбил лично 6 самолетов.

Дында Сергей Демидович Гв.капитан Сбил лично 6 самолетов.

Лукелий Федор Афанасьевич Подполковник Убыл в запас 29.05.1961. Сбил лично 3 самолета

Лукелий Федор Афанасьевич Подполковник Убыл в запас 29.05.1961. Сбил лично 3 самолета

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: