Петров Иван Григорьевич
Петров
Иван
Григорьевич
майор
1912 - 8.06.1943

История солдата

В 1935г.- окончил 9-й военную школу летчиков и летчиков наблюдателей (станция Рогань, Харьков).

13 декабря 1935г. присвоено звание старшина, назначен пилотом 36 тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи.

28 июня 1936г. присвоено звание лейтенант. Младший летчик 36 тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи.

С 05 мая 1937г. младший летчик 35 тяжелой бомбардировочной авиаэскадрильи.

С 13 июля 1938г. старший летчик 17 тяжелого бомбардировочного авиаполка.

12 июля 1941г. назначен комиссаром 1-й авиаэскадрильи 261 пикирующего бомбардировочного авиаполка 11 смешанной авиадивизии Брянского фронта (командир полка- Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич, вомандир 1-й АЭ- капитан Осипенко Прокофий Дмитриевич).

27 августа полк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных). С 28 августа полк приступил к боевой работе.

В сентября 1942г. назначен комиссаром полка.

К 21 мая 1943г. совершил 7 боевых вылетов. Приказом от 29 мая 1943г. майор Петров награжден орденом Красного Знамени.

08 июня 1943г. полк получил приказ- уничтожить материальную часть противника на аэродроме Сеща. Ведущим был экипаж: майор Петров Иван Григорьевич, штурман полка майор Армашев Григорий Иванович, стрелок радист Пуховой Александр Тихонович. При подходе к аэродрому наши самолеты попали под обстрел нескольких батарей зенитной артиллерии противника.  Осколком разорвавшегося вблизи самолета снаряда был убит майор Петров.

Похоронен в д.Муковнино, Дзержинский р-н, Смоленская обл. Перезахоронен в братской могиле пос.Полотняный Завод, Дзержинский р-н, Калужская обл.

Регион Нижегородская область
Воинское звание майор
Населенный пункт: Бутурлинский район
Место рождения с.Базино, Бутурлинский р-н, Нижегородская обл.
Годы службы 1933 1943
Дата рождения 1912
Дата смерти 8.06.1943

Боевой путь

Дата призыва 1933
Боевое подразделение 261 бомбардировочный авиаполк

261 пикирующий бомбардировочный авиаполк формировался в пос.Монино (Московская обл.). Основу полка составили группы летно-технического состава 45 и 16 скоростных бомбардировочных авиаполков, прибывших для переучивания на самолет Пе-2. Командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Гарбко Юрий Николаевич.

27 августа 1941г. 261 пикирующий бомбардировочный авиаполк перебазировался с аэродрома Монино на аэродром Локоть (Брянская обл.). В составе полка было 20 самолетов Пе-2 (17 исправных, 3 неисправных).

С 28 августа полк приступил к боевой работе. Совершено 11 самолетовылетов в район Новгород-Северский (Черниговская обл.). С задания не вернулись 6 экипажей, 3 из них, потеряв ориентировку, совершили вынужденные посадки.

18 сентября временно исполняющим обязанности комполка назначен подполковник Юзеев Леонид Николаевич.

04 октября- с аэродрома Мценск совершено 2 самолетовылета на бомбардировку колонн противника на дороге Кромы- Орёл. Один самолет был сбит огнем зенитной артиллерии противника. Оставшийся самолет произвел посадку на аэродроме г.Елец и поступил в распоряжение 24 ближнебомбардировочного авиаполка.

05 октября личный состав полка с техническим имуществом прибыл на аэродром Одоево, 06 октября- на аэродром Елец.

10 октября оставшийся в строю самолет Пе-2 передан в полное распоряжение командира 24 пикирующего бомбардировочного авиаполка.

Личный состав полка убыл в 9 запасной авиаполк (г.Казань) для доукомплектования и получения новой материальной части.

В июне 1942г. командиром полка назначен Герой Советского Союза майор Мартынов Михаил Иванович.

В июле 1942г. полк вылетел на фронт. С 4  августа вошел в состав 204 бомбардировочной авиадивизии. Вел боевую работу на Ржевско-Сычевском направлении. Содействовал в освобождении нашими наземными войсками городов Карманово, Погорелое городище, Зубцов и других населенных пунктов.

25 января 1943г. командиром полка назначен майор Дымченко Василий Иванович. До лета 1943г. полк участвовал в наступательной операции на Смоленском направлении. Бомбардировал железнодорожные станции Павлиново, Коробец, Спас-Деменск, аэродромы Сеща и Брянск.

С июня по август- на Брянско-Болховском направлении. Наносил бомбовые удары по позициям противника в районах Дубна, Жилковский, Сеща, Кириллы, Старый Быхов, Брянск, Олсуфьево, станции Белые Берега.

Воспоминания

Из книги «Пикировщики» военного комиссара 204 бомбардировочной авиадивизии Дубровина Леонида Алексеевича.

В августе 1942 года по указанию штаба 1-й воздушной армии в дивизии была введена так называемая «штрафная эскадрилья». Замысел состоял в том, чтобы пилотов, струсивших в бою, переводить в разряд «штрафников», направлять для прохождения дальнейшей службы в «штрафную эскадрилью» и воспитывать там у них смелость и отвагу. С этой целью следовало посылать их в самые тяжелые бои, на самые трудные задания, связанные с риском для жизни. Ценой своей жизни, кровью они, некогда проявившие трусость, должны теперь смыть с себя пятно позора. Сюда же, в «штрафную эскадрилью», предполагалось направлять для исправления летчиков, штурманов и стрелков-радистов, уличенных в шкурничестве, саботаже, жульничестве.
Во главе 1-й эскадрильи 261-го бомбардировочного авиаполка, которую нарекли «штрафной», стояли отличный летчик и командир капитан П. Д. Осипенко, такой же смелый летчик и авторитетный человек старший политрук И. Г. Петров, штурман старший лейтенант М. С. Кожемякин. Получилось так, что «штрафная эскадрилья» с первого и до последнего дня ее существования так и не пополнилась.

о событиях 08 июня 1943г.

Ударную группу 261-го бомбардировочного полка вели заместитель командира полка по политической части майор И. Г. Петров и штурман полка майор Г. И. Армашев. Маневрируя в плотном зенитном огне, Петров подводил группу к цели. Вдруг за бортом сбоку кабины флагманского корабля разорвался крупнокалиберный зенитный снаряд. Летчик, смертельно раненный, беспомощно откинулся на спинку сиденья. Неуправляемая машина начала терять высоту.
Командование группой тогда принял командир эскадрильи капитан Ф. Т. Андреев. Заняв в строю место ведущего, он вывел самолеты на вражеский аэродром и первым сбросил бомбы. Точно отбомбились и остальные экипажи. Разрушена была взлетно-посадочная полоса, на стоянках горели фашистские самолеты. Группа взяла курс на свой аэродром.
А экипажу боевой машины майора Петрова предстояли еще немалые испытания.
После смертельного ранения командира штурман Армашев, быстро оценив обстановку, взял управление машиной на себя — в пилотировании самолета, к счастью, он имел кое-какие навыки. Сбросив над целью бомбы, Армашов выполнил разворот в сторону линии фронта.
Но вот штурман заметил два фашистских истребителя — они устремились в атаку.
— Саша! — крикнул он стрелку-радисту. — Теперь все зависит от тебя! Бей точнее!..
Самолеты 261-го бомбардировочного один за другим приземлялись на летное поле. Все уже были дома, кроме экипажа заместителя командира полка майора Петрова. Участники полета сошлись на том, что возглавляющий группу Пе-2 экипаж погиб. Многие видели, как флагманский самолет беспорядочно шел к земле и никто из него не выбросился с парашютом. Не слышал никто и команд с борта самолета.
Вместе с командиром дивизии полковником Андреевым и командиром 261-го бомбардировочного майором Дымченко на КП полка мы подводили итоги боевого вылета. Когда высказывались соображения по поводу потери флагманского корабля, над аэродромом, где-то за облаками, услышали гул моторов. Решили, что это разведчик противника. А кружил над аэродромом Пе-2, ведомый штурманом Армашевым. Он в эти минуты тщательно взвешивал, что делать в сложившейся ситуации, советовался со стрелком-радистом: на землю ложились вечерние сумерки, посадка без навыка управления могла стать роковой. И решение созревало одно.
— Покинуть самолет! — приказал штурман стрелку-радисту.
Все остальное мы наблюдали с земли: Пе-2 отошел в сторону леса, и от него отделились две темные точки...
На следующий день воины 261-го бомбардировочного авиаполка прощались с майором Иваном Григорьевичем Петровым. Его хоронили на окраине аэродрома. Проводить в последний путь замечательного политработника и летчика прилетели на своих «яках» четыре французских офицера, которые недавно работали вместе с нами с этого аэродрома. Командир «Нормандии» Жан Луи Тюлян сказал тогда о Петрове несколько прощальных слов. Пилоты поклялись отомстить за гибель товарища.
А бесстрашный штурман, лучший в дивизии снайпер бомбардировочных ударов майор Григорий Иванович Армашев за отличия в боях, а также за мужество и героизм, проявленные в полете 8 июня, вскоре был отмечен званием Героя Советского Союза.

Фотографии

Командование 261 БАП. Февраль-март 1943г. Майор Петров в центре, слева от него комполка майор Дымченко.В.И.

Командование 261 БАП. Февраль-март 1943г. Майор Петров в центре, слева от него комполка майор Дымченко.В.И.

С пилотами "Норманлии". 08 апреля 1943г. Майор Петров в первом ряду второй слева, четвертый- командир "Нормандии" Жан Луи Тюлян, пятый- комполка Дымченко В.И.

С пилотами "Норманлии". 08 апреля 1943г. Майор Петров в первом ряду второй слева, четвертый- командир "Нормандии" Жан Луи Тюлян, пятый- комполка Дымченко В.И.

08 апреля 1943г.

08 апреля 1943г.

Семья солдата

Вера
Петрова Вера Ивановна

жена

Однополчане

Гарбко Юрий Николаевич

Гарбко Юрий Николаевич

Осипенко Прокофий Дмитриевич

Осипенко Прокофий Дмитриевич

Юзеев Леонид Николаевич

Юзеев Леонид Николаевич

Дымченко Василий Иванович

Дымченко Василий Иванович

Армашев Григорий Иванович

Армашев Григорий Иванович

Пуховой Александр Тихонович

Пуховой Александр Тихонович

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: