Хрусталев Николай Титович
Хрусталев
Николай
Титович
капитан / летчик
19.12.1908 - 5.11.1941

История солдата

5 ноября 1941 года на штурм скопления вражеских войск в районе долины реки Бельбек с аэродрома Байдары вылетели две группы 11-го авиаполка из 20 самолетов. Одну из групп вел капитан Николай Хрусталёв. В ходе неравного боя самолёт Хрусталёва был подбит. У летчика была возможность спастись на парашюте, но кругом лежала территория, захваченная врагом, и приземление могло обернуться пленом. Он понимал это и перевел свой горящий самолет в крутое пике и на глазах однополчан врезался в скопление вражеской техники. Заместитель командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ капитан Хрусталев совершил свой бессмертный подвиг в труднейший период противостояния фашистским войскам и был награжден посмертно орденом Отечественной войны I степени.

Регион Севастополь
Воинское звание капитан
Населенный пункт: Севастополь
Воинская специальность летчик
Место рождения В станице Ермоловской, Чечено-Ингушской АССР.
Годы службы 1929 1941
Дата рождения 19.12.1908
Дата смерти 5.11.1941

Боевой путь

Место призыва Ленинград
Дата призыва 1.12.1929
Боевое подразделение Заместитель командира 2-й эскадрильи 11-го штурмового авиаполка ВВС ЧФ
Завершение боевого пути 5 ноября 1941 г. в воздушном бою над с. Малое Садовое в Бельбекской долине его самолет был подбит и загорелся и он направил охваченный пламенем самолет в скопление войск и техники врага.
Принимал участие Участник обороны Севастополя 1941-1942 гг.
Госпитали Нет

Воспоминания

Подвиг Николая Титовича Хрусталева при обороне Севастополя.

Хрусталев Николай Титыч рождения 1908 года, 19 декабря в станице Ермоловской, Чечено-Ингушской АССР. Соцположение рабочий. В 1923 году поступил учеником слесаря в частную мастерскую в гор. Грозном, где и учился до 1925 года с перерывом, в это же время учился вечером в ликбезе, после окончания перешел в вечернюю школу взрослых повышенного типа, в которой окончил три группы.
В 1925 году поступил работать в “Водоканал” в Грозном – слесарем водопроводчиком.
В 1926 году был уволен по сокращению штата.
В 1926 г. уехал в гор. Туапсе на строительство нефте-провода Грозный – Туапсе, где работал молотобойцом котельщиком.
В 1928 г. уволился по собственному желанию и уехал в Ленинград. Поступил на завод им. Кулакова в качестве штамповщика, где и работал до поступления в Военно-теоретическую школу летчиков (ВТШЛ) т.е. с 1 декабря 1929 года.
В 1929 г. поступил в ВТШЛ в Ленинграде, которую окончил в 1931 г. в июле – был откомандирован в МАУ им. Сталина в гор. Ейск ВМАУ им. Сталина окончил в 1932 году в ноябре и был оставлен при училище в качестве инструктора – летчика, в данной должности работал до февраля 1937 г.
В 1937 году был переведен в НИИМА, потом в Севастополь в качестве летчика-испытателя.
Война застала капитана Хрусталева на одном из аэродромов при/кубанья, в части полковника Смиренского, за переподготовкой летчиков запаса.
Первым его желанием было – немедленно рвануться навстречу фашистским стервятникам. Бить, терзать их беспощадно. Он подал рапорт командиру части, в котором писал:
“Фашистские звери напали на нашу священную землю. В огне многие города и села страны, в том числе гордость и слава черноморцев Севастополь и Одесса. Пролилась кровь невинных детей, стариков и женщин. Считаю своим долгом просить Вас откомандировать меня в действующую часть.
Всю свою сознательную жизнь я готовился к тому, чтобы в тяжелый час стать на защиту своего народа. Мое место на фронте, в первых рядах бойцов. Клянусь пронести с честью сквозь все испытания звание члена Ленинской партии, звание летчика нашей Великой страны”.
К 10 сентября Хрусталев доложил командованию о полной готовности своего подразделения к вылету на фронт.
20 сентября эскадрильей истребителей штурмовиков, ведомая Хрусталевым, поднялась с аэродрома станицы Старо-Щедриновской, на Кубане, и легла курсом на Крымский полуостров.
…В середине октября немцы, сосредоточив крупные наземные и воздушные силы, решили любой ценой прорвать Перекопские укрепления и выйти на оперативный простор Крыма.
Семнадцатого октября наша разведка донесла о большом скоплении войск и авиации противника на своих исходных позициях для атаки. А вслед за этими сообщениями с передовой передали о яростных атаках фашистов. Боевые вылеты следовали один за другим. Летний состав не уходил на отдых, а вместе с техниками и вооруженцами снаряжал бобами и патронами самолеты, забывая даже о пище.
В четвертый раз в этот день вели мы с Николаем свои эскадрильи в бой. При подходе к линии фронта нас поразило молчание зениток противника. Это была загадка. Однако разгадка данного маневра противника не замедлила дать знать о себе.
Со стороны Скадовска и Каркинидского залива появилось больше семидесяти истребителей противника. Завязался воздушный бой, в котором сплелись в головокружительной карусели более ста пятидесяти самолетов с обеих сторон.
Динамика воздушного сражения была настолько стремительной и масштабной, что даже на земле на некоторое время затих шквальный огонь боя. Взгляды всех были устремлены в поднебесье – там решалась судьба Перекопа, а следовательно и всего Крыма.
Многих воздушных разбойников из дивизий с поэтическими названиями “Букет роз” и “Бриллиантов дивизия” не досчитался генерал Рихтгофен, командовавший тогда восьмым авиационным корпусом на Крымском направлении.
Не вернулись на свои аэродромы и многие наши товарищи. Почерневшие, с кипящей ненавистью в глазах, возвратились пешком на аэродром Николай Хрусталев и автор этих строк, выбросившиеся из горящих самолетов с парашютами.
Дорогой ценой приобретался боевой опыт. Более двух месяцев днем и ночью штурмовал противник Перекопский монолит, и, наконец, двадцать девятого октября ценой огромных потерь в живой силе и технике немцам удалось прорвать фронт и выскочить на степные дороги Крыма. Враг устремился к Севастополю.
За короткий осенний день Николай три-четыре раза водил своих летчиков громить вражеские мотомеханизированные колонные, вливающиеся в Крым через горловину Перекопского перешейка. Его удары были смелыми, дерзкими и мастерски точными. Они наносили большой урон фашистским захватчикам. Часто перед очередным боевым вылетом он говорил:
– На той стороне Керченского пролива для нас земли нет.
Из Севастополя я не уйду.
…Пятого ноября в садах Бельбекской долины были обнаружены две колонны танков, бронетранспортеров, автомашин и другой техники и войск противника, готовящихся к атаке на Севастополь.
Для удара по обнаруженным фашистским войскам вылетали две наши с Николаем эскадрильи.
Взлетев с аэродрома, расположенного в котловине Байдарской долины, мы повели своих летчиков курсом на Бельбек. С высоты тысяча двести метров летчики обнаружили грязный камуфляж немецкой техники, маскирующейся под оголенными деревьями, осенних садов.
Левым разворотом самолеты вышли на цель и с крутого пикирования атаковали технику и солдат противника. Удар меткий. Горят два бронетранспортера. От взрыва бензозаправщика начался пожар. Группы с набором высоты заходят на повторную атаку.
Зенитная оборона противника молчит. С воздуха вражеские войска прикрываются двумя четверками истребителей МЕ-109. Но прикрытие фашистов не заметило нашего подхода со стороны солнца и допустило нас безнаказанно дважды атаковать сосредоточение войск.
Истребители обнаружили наши самолеты на выходе из второй атаки. Одна четверка МЕ-109 резким маневром выходит навстречу нашим самолетам с расчетом встретить нас после атаки по одному. Другая – ввязывается в бой с группой Хрусталева.
На помощь капитану бросаюсь со своей группой. Мой ведомы Владимир Фомин стремительно атакой выбивает одного “мессера” из-под хвоста самолета Николая, и фашист, объятый дымом и пламенем беспорядочно валится на землю. Однако немец успел густой очередью из пулеметов и пушки распороть правое крыло хрусталевской машины. Самолет Николая загорелся. Виден дым и в кабине командира.
Подстраиваемся ближе к нему и принимаем его под свою охрану. Хочется помочь боевому другу, ободрить его в критическую минуту.
Хочется крикнуть:
– Держись, друже! Мы с тобой до конца! Заметно, что самолет Николая плохо управляем. Сам он повернулся к нам. На побелевшем лице, за очками, лихорадочно блеснули глаза. Видно, что-то хочет сказать. По движению губ догадываюсь.
– Прощайте…
Резким движением ручки Николай Хрусталева перевел смертельно раненный горящий самолет в отвесное пике, и направил его в колонну фашистов. Плеснул взрыв огромной силы. На земле в колонне врага вспыхнул еще один пожар.
Фронтовая газета черноморских моряков “Красный черноморец”, сообщая о подвиге Николая Титовича Хрусталева в номере за тридцатое ноября сорок первого года, писала:
“Дорого отдал свою жизнь летчик Хрусталев. Его самолет был изрешечен пулями и снарядами и плохо управлялся. Хрусталев сделал последнее усилие, перевел самолет в крутое пике и врезался в колонну немецких солдат и машин”.
Это был второй таран наземных сил противника за первые месяцы войны. Николай Хрусталев повторил подвиг другого капитана Николая Гастелло.В память герою-черноморцу, замечательному летчику и человеку благодарный советский народ воздвиг обелиск в селе Малосадовом, недалеко от того места, где погиб Николай Титович Хрусталев.

Награды

Орден "Отечественная война 1 степени"

Орден "Отечественная война 1 степени"

«Огненный таран» 5 ноября 1941 года на штурм скопления вражеских войск в районе долины реки Бельбек с аэродрома Байдары вылетело 20 самолетов 11-го авиаполка....

Документы

РЕШЕНИЕ исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №227 от 4 мая 1965г.

РЕШЕНИЕ исполнительного комитета Севастопольского городского Совета депутатов трудящихся №227 от 4 мая 1965г.

Письма

Перевод брату Мише денег для своей семьи.

Перевод брату Мише денег для своей семьи.

Дорогой Миша всю эту монету срочно перешли Клаве, мне ничего не надо, все есть, прошу не сочти за труд. Я здоров. Страдаю от того что не видел тебя. Пиши же нам чаще.

Телеграмма с беспокойством о материальном положении семьи

Телеграмма с беспокойством о материальном положении семьи

Фотографии

Хрусталев Н.Т. с женой Клавдией Михайловной, с детьми Владимиром и Людмилой,

Хрусталев Н.Т. с женой Клавдией Михайловной, с детьми Владимиром и Людмилой,

Хрусталев Н.Т. с женой Клавдией Михайловной

Хрусталев Н.Т. с женой Клавдией Михайловной

Курсанты военно-теоретической школы летчиков (ВТШЛ) , Хрустале Н.Т. справа на фото

Курсанты военно-теоретической школы летчиков (ВТШЛ) , Хрустале Н.Т. справа на фото

Семья солдата

Клавдия
Хрусталева Клавдия Михайловна

Жена Николая Титовича с сыном Володей 1932 г.р. и дочерью Людмилой 1939 г.р.

Владимир
Хрусталев Владимир Николаевич

Н.Т.Хрусталев с сыном Володей

Владимир и Людмила
Хрусталевы Владимир и Людмила Николаевичи

Сын Владимир и дочь Людмила у обелиска Хрусталева Н.Т.

Дети
Хрусталевы Дети Внуки

Дети, внуки и правнуки у обелиска Н.Т.Хрусталева

Борис, Александр, Николай
Хрусталевы Борис, Александр, Николай слева направо

Внуки Н.Т.Хрусталева. Слева направо - Хрусталевы Борис Дмитриевич, Александр и Николай Владимировичи. 2015 г ум обелиска деда.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: