Цапков Григорий Николаевич
Цапков
Григорий
Николаевич
боец головного ремонтно-восстановительного поезда №31 / военный железнодорожник
1.05.1901 - 1.02.1989

История солдата

Цапков Григорий Николаевич родился 1 мая 1901 года в Курской области, Прохоровский район, село Радьковка. Женился на Анастасии Афанасьевне Дёминой (04.11.1902 г.р.) В браке родились дети – Афанасий (15.05.1925 г.р.) и Александр (20.10.1927г.р.) В 1937 году переселенцами с Запада, в поисках лучшей доли, переехали в Забайкалье (Читинская область, Могойтуйский район, станция Ага), где Григорий Николаевич работал лесником, охранял от пожаров лесные насаждения. Когда началась война Григорий Николаевич был призван в РККА .

Старший сын, 18-летний Афанасий, был призван в ряды Красной Армии, и после офицерского училища, в звании младшего лейтенанта, был направлен на фронт  командиром взвода ПТР 271 Нижне-Волжского стрелкового полка 181-й стрелковой «Сталинградской» ордена Ленина Краснознамённой дивизии.  31 августа 1944 года на 1-м Украинском фронте при отражении  атак  бронетранспортёров противника  был ранен.За образцовое выполнение боевого задания Командования и проявленную при этом доблесть и мужество лейтенант Цапков Афанасий Григорьевич был награжден орденом «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА». 18 февраля 1945 года в ходе Нижне-Силезской наступательной операции Афанасий погиб.

Младший сын  подросток Александр во время войны работал в ремонтных авиамастерских. Ремонтируя самолёты он тем самым вносил свой посильный  вклад в Победу.

После Войны у Григория Николаевича появились внуки и правнуки. На сегодняшний день, потомки Григория Николаевича – внук Анатолий 1950г.р, две внучки Наталья 1952 г.р, Татьяна 1954 г.р., 7 правнуков и 12 праправнуков, проживают в Хабаровске. 

 

Регион Хабаровский край
Воинское звание боец головного ремонтно-восстановительного поезда №31
Населенный пункт: Хабаровск
Воинская специальность военный железнодорожник
Место рождения Курская область, Прохоровский район, село Радьковка
Годы службы 1942-1945
Дата рождения 1.05.1901
Дата смерти 1.02.1989

Боевой путь

Место призыва Военно-мобилизационная служба Молотовской железной дороги
Дата призыва 06.1942
Боевое подразделение ГРВП 31 УВВЗР 12 СКФ

Место призыва: Военно-мобилизационная служба Молотовской железной дороги.

Место службы: ГРВП 31 УВВЗР 12 СКФ. Служил бойцом Разрушительно- восстановительного поезда «Горем-31».

Военные железнодорожники вступили в войну в первые ее часы и были участниками всех крупнейших сражений, в которых проявили настоящее мужество и мастерство. Именно во время Великой Отечественной войны, как никогда раньше, раскрылось значение этих войск, играющих важную роль и в обороне, и в наступлении. Причем воинам приходилось работать в условиях непрерывной бомбежки и обстрелов, часто откладывать в сторону свои рабочие инструменты и браться за оружие, чтобы отбить атаки врага. Григорий Николаевич рассказывал: "Под непрерывными бомбежками, приходилось вести восстановительные работы по засыпке воронок, укладке путей, стрелок, подвеске телефонно-телеграфных проводов и т.д . Бывало, что 3 раза за день фашистская авиация разрушала один и тот же участок путей, их тут же ремонтировали, и наши эшелоны вновь могли на передовую поставлять боеприпасы, медикаменты и продукты питания. Чтобы замедлить наступательное движение противника, приходилось разрушать железнодорожные коммуникации. Затем, чтобы ускорить контрнаступление наших войск, встала задача скорейшего восстановления разрушенных коммуникаций. Отступая, немецкие войска подрывали опоры мостов, специальными путевыми разрушителями ломали шпалы и рельсы. Восстановителям, надлежало убрать с железнодорожного полотна ломаные рельсы, шпалы и уложить новые. А заодно установить семафоры, стрелочные переводы, организовать сигнальные посты, восстановить разрушенные водоколонки для заправки паровозов и снабжения военных частей, следующих на фронт. Поэтому на нас, лежала большая ответственность - Работали круглосуточно в непогоду, жару или холод. Воинские эшелоны с людьми, боезапасом, оружием шли на запад, вслед за отступающими фашистами."

Поезд «Горем-31» дошел до Тамани, до самого пролива. Во время бомбежек Григорий Николаевич был дважды ранен осколками, но после госпиталя вновь возвращался в строй.

Из представления к награде – тов. Цапков является одним из лучших бойцов – стахановцев путевой колонны, особенно отличился на участке Крымская – Вареньковская и Керченский перешеек, выполняя по 2 – 2,5 нормы, показывая образцы в работе, тем самым способствуя выполнению задания в срок. За героизм и мужество, за образцовое выполнение боевых задач, военнослужащий Железнодорожных войск Цапков Григорий Николаевич награжден медалью «За боевые заслуги», Орденом Отечественной войны II степени.

Награды

Медаль «За боевые заслуги»

Медаль «За боевые заслуги»

За героизм и мужество, за образцовое выполнение боевых задач, тов. Цапков является одним из лучших бойцов – стахановцев путевой колонны, особенно отличился на участке Крымская – Вареньковская и Керченский перешеек, выполняя по 2 – 2,5 нормы, показывая образцы в работе, тем самым способствуя выполнению задания в срок.

Орден Отечественной Войны II степени

Орден Отечественной Войны II степени

Документы

other-soldiers-files/nagradnoy_list_978.jpg

other-soldiers-files/nagradnoy_list_978.jpg

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: