Дислокация полка:
выбрать регион
Все регионы

А

Б

В

Г

Е

З

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

Х

Ч

Ш

Э

Я

Главные вкладки

    Северодвинск В годы войны

    Историческая справка по истории г. Молотовска в период Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)

    Великая Отечественная война резко изменила жизнь города. 23 июня 1941 г. была объявлена всеобщая мобилизация.  На фронтах Великой Отечественной воевали люди разных профессий, в том числе и руководители города: В.М. Лебедев, первый секретарь ГК ВКП(б); А.С. Родионов председатель горисполкома, Л.Ф. Николаенко – первый секретарь ГК ВЛКСМ. Свыше 14 тыс. наших земляков ушли на фронт, около 4 тысяч из них полегли на полях сражений. Более 500 жителей города были направлены на строительство оборонительных сооружений Карельского фронта.

    В годы войны на территории Молотовска формировались воинские подразделения. В сентябре – декабре 1941 г. в городе был сформирован 296-й запасной лыжный полк, батальоны которого направлялись на Северо-Западный и Карельский фронты.

    В сентябре – декабре 1942 г. была сформирована и прошла боевую подготовку 13 отдельная лыжная бригада. В январе 1943 г. бригада в составе Второй Ударной армии Волховского фронта участвовала в прорыве блокады Ленинграда.

    Также в годы войны на территории города были сформированы следующие воинские подразделения:  - 169-я курсантская стрелковая бригада

                        - 33-й запасной стрелковый полк

                        - 185-й стрелковый полк

                        - 310-й пушечно-артиллерийский полк

                        - 1234-й пушечно-артиллерийский полк

                        - 583-я рабочая колонна

                        - эвакогоспитали № 1142, 2522, 4870, 4871

    Для защиты воздушных рубежей были сформированы части ПВО:

                        - 81-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион (ОЗАД)

                        - 34-я отдельная береговая артиллерийская батарея.

    К осени 1941 года в подразделениях народного ополчения Молотовска состояло 3460 человек.

                23 июня 1941 г. было принято решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О производстве элементов боеприпасов». Крупные предприятия страны получили задания по выпуску продукции военного назначения. Строительство 203 Ягринлага НКВД СССР получило мобилизационное задание по выпуску 50-мм мин. К 1 января 1942 г. их требовалось произвести 20 тыс. штук.

    На базе Спецзавода №  3 (позднее Севдормаш), была подготовлена производственная база для выпуска мин, организована доставка стали марки С-45. Вскоре был налажен выпуск чугунных крыльев и стабилизаторов. В 1941-1942 гг. изготавливал осколочные мины калибра 50 и 82 мм.  В начале 1943 года было освоено изготовление осколочно-фугасной мины калибром 120 мм. Работниками завода в годы войны являлись как вольнонаемные, так и заключенные.

    Война внесла коррективы в деятельность завода № 402. Приказом директора с 27 июня 1941 г. цеха были переведены на 2-х сменную одиннадцатичасовую работу: первая смена начинала работать в 8 часов, вторая – в 19. Быстро уменьшался состав рабочих коллективов. Производственная программа завода резко изменилась: были исключены из плана работы по строительству эсминцев; удельный вес судостроения во втором полугодии 1941 г. составил всего 11 %.   На судостроительном заводе № 402, был налажен выпуск разнообразной продукции для фронта: тралов, орудийных башен, понтонов для форсирования рек, цистерн для хранения топлива и т.д. Завод переключился на выпуск продукции, совершенно не свойственной его профилю, но крайне необходимой фронту и флоту: снаряды, кружки, лампы - коптилки, печки-буржуйки, автоцистерны, мостовых железнодорожных конструкций. В годы войны завод выпустил свыше 120 тыс. снарядов, 42 тыс. корпусов бомб, около 400 тыс. котелков, 3100 тралов.                                                                                                                                 Директором завода № 402 в 1942 стал молодой инженер из г. Ленинграда С. А. Боголюбов.

    В конце 1942 г. было принято решение о восстановлении судостроительных программ на заводе № 402. Из разных проектов были выбраны корабли с наименьшим весом деталей и с наибольшей серией – большие морские охотники (БМО). Всего за годы войны было построено 8 БМО. 28 августа 1942 г. был подписан акт приемки Военно-Морским флотом достроенного на заводе № 402 подводного минного заградителя Л-22. Это первая подводная лодка, сданная на предприятии.

    Деятельность завода № 402 в годы войны неразрывно связана с деятельностью Молотовского порта. Первый караван грузовых судов пришел в Архангельский порт 31 августа 1941 года, а причалы Молотовского порта стали принимать суда в ноябре 1941 года. Для более полного использования возможностей Молотовского порта был проведен ряд работ: увеличена причальная линия, реконструированы подъездные пути, механизирована работа в порту, проведены дноуглубительные работы, построена угольная база для буксировки судов, нефтебаза для приема жидкого груза с прибывающих танкеров и для снабжения судов жидким топливом.

    По данным Министерства морского флота СССР, через Архангельский порт за годы войны прошло 2 миллиона тонн импортных  и 0,7 миллиона тонн экспортных грузов. Около 1 миллиона тонн из них, преимущественно импортных грузов, пришлось на долю Молотовского порта. В 1941–1945 годах Молотовский порт стал одним из основных портов на Севере страны, обеспечивающим поставки ленд-лиза. Местные портовики обработали около 200 судов, 60 тысяч железнодорожных вагонов, приняли около 1 млн. тонн военных грузов.

    Сопровождение и защита транспортных судов осуществлялось кораблями военно-морского флота Великобритании и Советского Союза. Для проводки конвоев в Белом море был сосредоточен и ледокольный флот СССР. На базе завода № 402 осуществлялась работа по перевооружению и ремонту ледоколов. Всего за годы Великой Отечественной войны на базе завода № 402 было отремонтировано и модернизировано 139 судов и кораблей (из них 70 -  иностранных).

    С начала Великой Отечественной войны Архангельская область являлась госпитальной базой Карельского фронта. На ее территории был расположен 31 госпиталь на 16 тыс. коек. В Молотовске располагалось 4 эвакогоспиталя (№ 2522, 4870, 4871, 1142) для их размещения были выделены лучшие здания – новые четырехэтажные школы № 1, 7, здания Управления строительства, гостиницы “Маяк”,  роддома.

                В годы Великой Отечественной войны поставки в г.Молотовск продовольственных и промышленных товаров значительно сократились. В целях обеспечения жителей города товарами первой необходимости, особое внимание уделялось работе городских артелей. В августе 1941 г. была создана артель «Искра», в мастерских которой работали более 80 человек;  также товары народного потребления производились Молотовским промкомбинатом, лесокомбинатом, артелью инвалидов.

                Городскими предприятиями местной промышленности в военные годы был освоен выпуск спичек, гуталина, варка мыла, производство канцелярских скрепок, школьных линеек, мягких игрушек, циферблатов часов, бельевого трикотажа, древесной шерсти, лыжных заготовок... Особое внимание уделялось восстановлению и ремонту обуви, производилась обувь на деревянной подошве. Пищевкусовым производством был освоен выпуск кваса, хвойного напитка, карамели, макаронных изделий...

                Беломорская военная флотилия, созданная в 1940 г., в годы войны частично находилась на территории города Молотовска. Когда началась Великая Отечественная война, Северный флот был самым молодым флотом страны, ему не хватало боевых кораблей и морской авиации. Но Северный флот выполнил свою основную задачу – сопровождение союзных конвоев. Более 30 тыс. морских миль прошел в боевых походах эсминец «Гремящий», в экипаже которого было 30 жителей города. 1 марта 1943 г. «Гремящий» первым на Северном флоте получил высокое звание Гвардейский.

    За годы Великой Отечественной войны 5 жителей нашего города были удостоены высокого звания Героя Советского Союза: П. В. Коновалов, К. М. Трухинов, Н. Ф. Чесноков, А. Д. Юдин, А. В. Тихомиров. Именами четырех героев названы улицы города.

     

    МБУК «Северодвинский городской краеведческий музей».

    Поделиться страницей: