Градислава
Степановна
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В Чагодощенский район я приехала по распределению после окончания библиотечного техникума и отработала в библиотеке 38 лет до выхода на пенсию.
В сороковые годы в деревне у всех детей, наверное, было детство одинаковое. Наша деревня была небольшая, дворов 20, и в каждой семье было от трёх до шести детей. Каждая семья держала на своём подворье животных: корову, овец, кур и прочую живность. Был у нас большой огород, где сажали картошку и много овощей, чтоб жить не в голоде.
В начальную школу ходили за 1,5 километра. В деревне люди жили очень дружно, и дети играли все вместе, никогда не ссорились. С шестилетнего возраста нас приучали к труду. Бригадир собирал нас и давал задание полоть посевы, с нами была старенькая бабушка, которая присматривала за нами. Наша задача состояла в том, чтобы прополоть все яровые посевы, а во время сенокоса мы работали наравне со взрослыми целые дни. Хорошо то, что покосы у нас были по речке Имзюк (небольшая речка, течение небурное, а вода чистая), где мы в перерывах могли искупаться. Когда поспел урожай зерновых, девочек отправили жать вручную серпами. Вначале нас ставили на жатву овса (что полегче), потом ячмень, пшеницу, ну а рожь озимую вначале жали косилкой, а после жатки вязали снопы и ставили эти снопы в суслоны. В конце рабочего дня к нам приходили наши мамы и помогали нам все связанные снопы убрать в суслоны, поскольку мы были все небольшие, то нам одним было не справиться с этой работой.
Мой отец до войны построил дом и большой двор, где потом всё время держали колхозных лошадей, и мне приходилось помогать отцу кормить их и гонять на водопой. После трудового дня нас, детей, сажали на лошадей, и мы гнали их в отхожую за 3 километра от деревни, а рано утром шли за ними и провожали домой, запрягали и ехали возить навоз, пахать или боронить пашню. В 1942 году основных лошадей забрали и отправили на фронт, остались 3 старые клячи и маленькие жеребята, которые через год подросли, и этих отправили на войну. Пришлось работать на быках, которых нужно было приучать ходит в упряжке. Женщины и дети не отлынивали ни от какой работы. Все поля были засеяны, хотя давалось это очень тяжело, но никто не жаловался. Все понимали, что это нужно для фронта. В те годы основная рабочая обувь в наших краях у северян –лапти, их плели наши деды из бересты. Эта обувь спасала и выручала людей во все времена года. Дети и в школу ходили в лаптях, с холщовой сушкой за плечами, а в сумке лежали тетради, сшитые из газет, а то из бересты, и 2 варёные картофелины на обед.
Трудно было в военные годы всем и на фронте, и в тылу! Зимой в темное время свет «давала» лучина, насушим берёзы, нащепаем её, и она нам заменяла керосиновую лампу (керосина просто не было в продаже). В зимние вечера я с сестрой и с мамой чистила картошку, морковь, лук, резали это и сушили в русской печи, потом всё это сдавали государству и отправляли на фронт. Кто держал корову, кто хозяйство имел, нужно было отдать государству 400 литров молока, 40 килограммов мяса, яйца, картошку. Трудно было, но люди понимали, что это нужно солдатам – нашим отцам и братьям на фронте.
Об окончании войны мы узнали из рубки парохода. Наша школа стояла на берегу речки Юг, пароходы приходили по весне за грузами, и тут объявили, что война кончилась. Столько сбежалось народа к пароходу!.. Все, кто был в это время в селе, – все были на берегу, все радовались этой весточке.