Кручинин Виктор Васильевич
Кручинин
Виктор
Васильевич
Капитан I ранга

История солдата

Из книги Ю.Г. Степанов, И.Ф. Цветков. "Эскадренный миноносец "Новик"

В боях за советское Заполярье

Главными целями немецко-фашистских войск на северном направлении были захват незамерзающего порта Мурманск, полуостровов Средний и Рыбачий с военно-морской базой Полярное, а впоследствии и всего Кольского полуострова.Оборону советского Заполярья держала 14-я армия Северного фронта. В летнюю кампанию 1941 г Северный флот (командующий вице-адмирал А.Г. Головко) содействовал флангу 14-й армии огнем корабельной и береговой артиллерии, ударами морской авиации, высадкой тактических десантов.

К началу Великой Отечественной войны корабельные силы Северного флота составляли: отдельный дивизион эскадренных миноносцев, бригада подводных лодок (15 больших, средних и малых подводных лодок), 7 сторожевых кораблей типа "Гроза", 2 тральщика, 15 сторожевых катеров "МО". Противник не имел преимущества в корабельном составе, но германское командование могло быстро увеличить свои силы на этом морском театре, перебазировав крупные корабли и подводные лодки с Балтийского и Северного морей в базы Северной Норвегии (Боевой путь Советского Военно-Морского Флота, с.181). Отдельный дивизион эскадренных миноносцев Северного флота включал в себя пять кораблей советской постройки типа "Гремящий" и два эсминца типа "Новик"     "Куйбышев" и "Урицкий". Третий северный "новик"     "Карл Либкнехт"     находился в это время в капитальном ремонте.

К ночи 29 июня 1941 г противник прорвал фронт в районе перешейка п-ова Средний, форсировал р. Титовка и вышел к дороге на Мурманск. Под воздействием значительно превосходящих сил противника части 14-й армии стали отходить от Титовки. Для прикрытия отхода в Мотовский залив вошел эскадренный миноносец "Куйбышев". Эсминец "Урицкий" находился в базе в полной боевой готовности и мог в любую минуту выйти на помощь. 

30 июня в 6 ч 30 мин, войдя в губу Кутовая, эсминец "Куйбышев" открыл огонь гго высоте Пери-Ярве. Огонь корректировал высаженньгй на берег корабельный наблюдательный пост во главе с лейтенантом Н.Я. Песковым. За три часа артиллеристы "Куйбышева" выпустили по противнику 230 фугасных снарядов. Огнем орудий эскадренного миноносца было подавлено несколько огневых точек противника, отмечены попадания в четыре крупных скопления войск, уничтожено свыше 200 человек вражеских солдат и офицеров. По оценке армейского командования, результаты стрельбы были отличными, Наступление гитлеровцев было приостановлено.

Вскоре после окончания стрельбы в бухту вошел эскадренный миноносец "Урицкий" и, получив исходные данные, начал подготовку к открытию огня. В этот момент корабли атаковала авиация противника. Вот как об этом рассказывает запись в журнале эсминца "Урицкий":

  • "30 июня. На зюйде замечено 16 самолетов, курс норд-вест.
  • 10 ч 04 мин. Высота 1200 м. "Воздушная тревога". Дистанция до самолетов 32 кабельтова. Открыл огонь. Дали самый полный ход. Самолеты заходят с кормы и быстро ириближаются к кораблю. Зенитная батарея ведет ннтенсивный огонь по самолетам. Два катера "МО" и эсминец "Куйбышев" идут полным ходом, ведя с левого борта огонь по самолетам.
  • 10 ч 07 мин. Самолеты-бомбардировщики типа Ю-88, высота 1500-2000 м. Головной пошел в пике. Начали маневрирование. Пикирующие бомбардировщики один за другим сбрасывают бомбы, которые взрываются в 10-15 м от корабля. Каждый самолет, спикировав, сбрасывает 4-5 бомб. Маневрирующий корабль бомбили 16 бомбардировщиков. Зенитная батарея не прекращала огня. Один Ю-88 задымился и начал падать, летчики выпрыгнули на парашютах.
  • 10 ч 12 мин. Сбросив бомбы (около 80 штук}, самолеты скрылись. Результат: корабль, несмотря на большое количество сброшенных бомб, прямых попаданий не имел. Получили осколочные ранения: легкие     краснофлотцы Абрамов, Болычев, Малышев, политрук Садчиков; тяжелое     краснофлотец Марвянчук.
  • 10 ч 40 мин. Получил╩ разрешение командующего возвратиться в Тюва-губу (Полярное)" (ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, л.125-126).

К осени 1941 г сухопутный фронт в Заполярье установился на рубеже п-ов Средний - долина р. Западная Лица. Советские воины не допустили вражеские дивизии к Мурманску. В течение зимы 1941/42 гг обе стороны укрепляли свои позиции и готовились к наступательным действиям.

28 апреля 1942 г на фланге расположения вражеских сухопутных войск был высажен десант в составе батальона морской пехоты, который нанес фашистам значительные потери. 11 и 17 сентября были высажены тактические десанты моряков в районе мыса Пикшуева и р. Титовка. Высадку и действия десантников на берегу поддерживали огнем корабельной артиллерии эскадренные миноносцы и сторожевые корабли Северного флота.

Во время Великой Отечественной войны через моря Северного Ледовитого океана пролегали важнейшие внешние и внутренние коммуникации нашей Родины. Обеспечение охраны конвоев, следующих из Англия и США в нашей операционной зоне (к востоку от 20°в.д.), было возложено на Северный флот.

Первый союзный конвой PQ-0 в составе шести транспортов пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. Всего за 1941 г из Англии и Исландии в порты Белого моря прибыло семь союзных конвоев. В 1941 г союзные суда практически не встречали противодействия немцев.

С марта 1942 г, когда начались активные действия противника на внешних морских путях сообщения, Северный флот выполнял задачи, связанные с защитой конвоев союзных войск. Советские эскадренные миноносцы, в том числе "Куйбышев" и "Урицкий", за два-три дня до прихода конвоя из Англии выходили в море, встречали его на расстоянии 200-300 миль от берега и включались в состав эскорта. Так, союзный конвой РО-18 отправился из Исландии в Архангельск 7 сентября 1942 г в составе 34 союзных и 6 советских транспортов в охранении 31 боевого корабля, в том числе и 14 эскадренных миноносцев (Вайнер Б.А. Северный флозг в Великой Отечественной войне. М, Воениздат, 1964, с.165). Транспорты и корабли охранения следовали в 10 кильватераых колоннах. Начиная с 13 сентября конвой регулярно подвергался атакам авиации и подводных лодок противника, которые повторялись затем ежедневно, В результате конвой потерял 13 транспортов.

16 сентября на встречу с конвоем РQ-18 из Полярного вышли эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный". После непродолжительного поиска они обнаружили корабли и приступили к их конвоированию. Транспорты союзников шли в строю кильватерных колонн, причем каждый транспорт нес по одному аэростату воздушного заграждения. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, вражеские бомбардировщики непрерывно, с рассвета до темноты, сопровождали конвой, держась вне дальности стрельбы зенитной артиллерии кораблей.

Утром 18 сентября, когда конвой PQ-18 находился в районе мыса Канин Нос, в его охранение вступили эскадренные миноносцы "Куйбышев" и "Урицкий", вышедшие из Иоканги.

В 10 ч 30 мин с эскадренного миноносца "Гремящий" справа от кормы была обнаружена группа неприятельских торпедоносцев "Фокке-Вулъф" и пикирующих бомбардировщиков Ю-88. Они шли на бреющем полете и выходили в атаку на транспорты, замыкавшие колонну. Концевые корабли эскорта первыми открыли огонь по самолетам. Вот что было записано в тот день в "Историческом журнале" эскадренного миноносца "Урицкий":

  • "18 сентября. 03 ч 40 мин. Сыграли воздушную тревогу. На караван произведен налет противника самолетами типа Ю-88 и торпедоносцами "Фокке-Вульф". Бомбардировщики типа Ю-88 бомбили караван преимущественно с горизонтального полета на высоте 2000-2500 м. Отдельные из них пикировали. Торпедоносцы в количестве 10-13 самолетов появились на бреющем полете позднее и произвели атаку низким торпедированием хвоста колонны транспортов. Транспорты шли строем фронта шестью кильватерными колоннами. Генеральный курс 202°, ход 9 уз. 
    Место эскадренного миноносца "Урицкий" в ордере конвоя     головным, в расстоянии 10-15 кабельтовых эскадренного миноносца "Куйбышев"    концевым. Открыли огонь из главного и зенитного калибров Маневрирование произвели с расчетом максимального ведения огня по бомбардировщикам противника в голове конвоя" (ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, с.134-135).

Значительная часть вражеских торпедоносцев прорвалась к конвою, и каждый из них сбросил по две-три торпеды, упавшие в 2-3 кабельтовых от концевых транспортов. После этого неприятельские самолеты прошли между колоннами транспортов, ведя по ним пушечно-пулеметный огонь. Первая атака вражеской авиации была успешно отражена. Только одна немецкая торпеда попала в цель. Ею был поражен американский транспорт "Кентукки".

В 12 ч дня на караван был совершен второй налет самолетами типа Ю-88 и "Фокке-Вульф". Читаем в "Историческом журнале" эскадренного миноносца "Урицкий":

  • "12 ч 00 мин. Первыми бомбили караван самолеты-бомбардировщики Ю-88как с горизонтального полета на высоте 2500-3000 м, так и с пикирования. Корабль отражал атаку бомбардировщиков, обеспечивая маневрированием бесперебойное ведение артиллерийского огня для прикрытия хвоста колонны транспортов. Несколькими минутами позже были обнаружены на бреющем полете 10-12 торпедоносцев, которые шли в атаку на хвост колонны транспортов. Торпедоносцы были сбиты огнем со своего боевого курса, произвели низкое торпедирование, попаданий торпед в корабли и транспорты не было.
  • 13 ч 15 мин. Атака самолетов противника отражена артиллерийским и пулеметным огнем. Сбито два торпедоносца противника. Третий торпедоносец поврежден" (ЦВММ, рукописный фонд, сф/р-2766, с.138).

Всего в этом бою противник потерял 15 самолетов. По два сбили эскадренные миноносцы "Гремящий" и "Сокрушительный". На боевой счет эсминца "Куйбышев" был записан еще один сбитый вражеский самолет. Утром 20 сентября конвой PQ-18 прибыл в Архангельск. При следовании в советской операционной зоне конвой потерял только один транспорт.

Регион Москва
Воинское звание Капитан I ранга
Населенный пункт: Москва

Награды

Орден Красной Звезды №3713   Орден Великой Отечественной Войны I степени №64605

Орден Красной Звезды №3713 Орден Великой Отечественной Войны I степени №64605

Ордена, Медали, Кортик

Ордена, Медали, Кортик

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: