Кондрашин Анатолий Михайлович
Кондрашин
Анатолий
Михайлович
лейтенант / Командир прожекторной роты зенитно-артиллерийского дивизиона
31.08.1916 - 10.09.1982

История солдата

Мой дедушка Анатолий Михайлович Кондрашин родился 31 августа 1916г. в г. Уляновске. После окончания военного училища в Ленинграде в 1941 году был направлен в составе зенитно-артиллерийского дивизиона на полуостров Ханко, Финляндия. После войны жил в г. Великие Луки Псковской области. Умер 10 сентября 1982г. в г. Великие Луки.

Регион Псковская область
Воинское звание лейтенант
Населенный пункт: Псков
Воинская специальность Командир прожекторной роты зенитно-артиллерийского дивизиона
Место рождения г. Ульяновск
Годы службы 1941 - 1945
Дата рождения 31.08.1916
Дата смерти 10.09.1982

Боевой путь

Боевое подразделение 93-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион Балтийского флота
Принимал участие Сражение за полуостров Ханко, Финляндия 1941г.

В 1941 году Анатолий Михайлович, мой дедушка, учавствовал в сражении за полуостров Ханко, Финляндия. После потопления судна "Иосиф Сталин", на котором он находился, был взят в немецкий плен. Находился в плену до самого окончания войны в 1945 году.

Вот, что мне удалось узнать о событиях тех дней:

2 декабря 1941 года затонул лайнер «Иосиф Сталин». Это была одна из самых крупных катастроф в истории советского мореходства. На исходе 1941 года захват немецкими войсками Прибалтики создал угрозу для полуострова Ханко (на юго-западной оконечности Финляндии), где находилась наша военная база, представлявшая собой один из важных опорных пунктов на дальних подступах к Ленинграду. Противник попытался внезапным штурмом овладеть Ханко еще в начале войны, но был отбит и перешёл к длительной осаде, систематически обстреливая полуостров артиллерийским и миномётным огнем. В конце концов советское командование приняло решение эвакуировать гарнизон.

Вывод с этого кусочка балтийской земли 25-тысячной группировки советских войск происходил в несколько этапов. Последних защитников Ханко (около 2500 красноармейцев) вместе с местными жителями было решено вывезти на корабле «Иосиф Сталин». Этот семипалубный товарно-пассажирский турбоэлектроход был построен в 1939 году в Амстердаме для Балтийского государственного морского пароходства (линия Ленинград—Лондон).

«Иосиф Сталин» покинул порт Ханко перегруженным. На его борту находилось 5589 пассажиров и 108 человек экипажа, при штатной пассажировместимости 512 человек. Конвой состоял из двух эсминцев, шести тральщиков, семи катеров морских охотников и четырех торпедных катеров.

При 7-балльном штормовом ветре и слепившей глаза вьюге тральщики разминировали канву для прохождения советских минных полей. Но произошло непоправимое... В 01.14 при перемене курса трудноуправляемый «И.Сталин» вышел из протраленной полосы, у его левого борта раздался взрыв мины, который сразу же вывел из строя автоматику управления рулями. Судно, двигаясь по инерции, вошло в минное поле. Через две минуты вторая мина взорвалась с правого борта лайнера. Затем последовал третий взрыв, четвёртый…

Оставшихся в живых на судне захватили немцы и отправили их в концлагеря. Среди выживших был и мой дедушка Анатолий Михайлович. Он прошел весь ужас немецких концлагерей. Болел тифом. Выжил чудом. Был освобожден из плена американскими частями в конце войны. 

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: