Яков
Андреевич
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
В сентябре 1941 года был мобилизован и мой двоюродный дед Яков Андреевич Заякин. Всю войну он прошел в составе 19-ой бригады 33-его восстановительного железнодорожного батальона в должности медник-жестянщик. Что совсем не удивительно – с детства работал в кузнице своего отца Андрея Васильевича. С первых же дней войны Железнодорожные войска, готовившие себя к восстановлению железных дорог на территории противника, были поставлены перед необходимостью не только устраивать заграждения на своих железных дорогах, но и нередко вступать в бой с противником в качестве стрелковых частей. 25 мая 1945 года личному составу 19-ой железнодорожной бригады, участвовавшей в обороне Москвы, были вручены медали «За оборону Москвы». Был награжден и Яков Андреевич Заякин.
Новые задачи встали перед железнодорожниками при подготовке и проведении Восточно-Карпатской операции. Транспортное обеспечение этой операции оказалось крайне сложным. Необходимо было как можно скорее восстановить железнодорожный путь через Карпаты. Подорваны были два самых больших тоннеля, в том числе перевальный. Непросто было произвести даже техническую разведку в районе разрушенных тоннелей, так как перевальный тоннель с одной стороны был полностью засыпан взорванной горной породой, а с другой остался лишь небольшой вход в него. В другом тоннеле были подорваны оба портала. Лес для опор виадуков и мостов, креплений при восстановлении тоннелей, возведения различных вспомогательных устройств заготовляли на месте. Лесоматериалов требовалось 13 тысяч кубометров. Второй выход через Карпаты в Чехословакию для войск 4-го Украинского фронта подразделения железнодорожные войска подготовили на полторы недели раньше. Они восстановили 150-километровую линию Загуж - Лыпкув - Гуменне через Лупковский перевал. Трудным объектом на этой линии оказался тоннель на перегоне Шавне - Выдрань на границе между Польшей и Чехословакией. Гитлеровцы подорвали порталы и разрушили среднюю часть тоннеля на протяжении 175 метров. Расчёты показали, что на восстановление тоннеля потребуется не менее 75 суток и около 180 тысяч человеко-дней. Проектировщики предложили построить обход длиной 3,5 километра. Обход был готов 4 декабря, а восстановление всего участка Загуж - Гуменне закончили 15 декабря 1944 года. Так был открыт путь через Карпаты поездам с грузами для войск 4-го Украинского фронта. За героический труд при восстановлении тоннеля Загуж – Гуменне Яков Андреевич 30 ноября 1944 года был награжден медалью «За боевые заслуги».