Мадазимов Рахмонберди Мухаммадазимович
Мадазимов
Рахмонберди
Мухаммадазимович
Рядовой солдат / Артист, писатель.
1875 - 05.1933

История солдата

Рахмонберди Мадазимов узб. Мадазимов Раҳмонберди Муҳаммадаъзим аълам ўғли (1875-1933) - основатель и организатор театрального движения в Кыргызстане, основатель и первый художественный руководитель Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени Бобураписатель, революционер, активный участник установления Советской власти в Киргизии и Узбекистане и борьбы с басмачеством.

Биография

Мирзо Рахмонберди хаджи сын Мухаммадазима аълама (Мадазимов) родился в 1875 году в городе Ош. Он, как и его отец Мухаммадазим, был авторитетным муллой, совершившим паломничество Мекку; он молитвами лечил даже безнадёжных тяжелобольных. Рахмонберди хаджи Мадазимов был писателем, в 1914-1915 годахв типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в городе Ташкенте были изданы его две книги «Ўшнинг тавсифи» («Характеристика Оша»), «Исмлар имлоси» («Словарь имён»).

В 1914 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с учителем русско-туземной школы городаОш Балтыходжой Султановым был основан театральный кружок.

В 1918 году под руководством Рахмонберди Мадазимова вместе с другими просвещёнными деятелями и учителями Ошского уезда Бекназаром Назаровым, Иброхимом Мусабоевым, Журахоном Зайнобиддиновым, Назирханом Камоловым, Абдурашидом Эшонхоновым, А.Саидовым впервые в Кыргызстане был основан самодеятельный театральный кружок на базе концертной бригады при Реввоенсовете Туркестанского фронта из местных мусульманских актёров. Художественный руководитель театральной труппы Рахмонберди Мадазимов был первым основателем и организатором театрального движения в Кыргызстане. В 1919 годукружок сформировался в драматическую труппу. В дальнейшем к труппе присоединились артисты Абдукодир Исхоков, Исроилжон Исмоилов, Жалил Собитов. Эта труппа послужила не только развитию театрального искусства, но и развитию профессионального музыкального искусства на юге Киргизии. Так как в репертуаре труппы, кроме театральных постановок ставились многочисленные концертные программы, также осуществлялась обработка народных мелодий для музыкального сопровождения спектаклей, что стало особым этапом на пути становления музыкантов-профессионалов. В дальнейшем эта труппа стала основой для создания Ошского Государственного академического узбекского музыкально-драматического театра имени БабураУзбекский академический музыкально-драматический театр в городе Ош является вторым старейшим профессиональным театром в Центральной Азии, после Узбекского национального академического драматического театра имени Хамзы в городе Ташкент (основанного в 1913-27 февраля 1914 годах).

Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.

Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.

В соответствии с постановлением Совета народных комиссаров, в 1929 году театр начал свою деятельность на профессиональной основе и начиная с этого времени начал ставить на сцене большие пьесы, которые отражали злободневные вопросы того времени. Постановка на сцене музыкальной драмы Камила Яшина и Музаффара Мухамедова «Гулсара» стало большим событием. В 1929-1931 годы в театре были поставлены пьесы К.Яшина «Лолахон», «Ажи-ажи». Эти произведения сыграли большую роль в раскрытии чёрных замыслов идейных противников. Спектакль «Лолахон» много раз ставился для трудящихся ОшаАраванаУзгенаКара-СууНоокатаХоджаабадаРеакционные элементы организовали ряд нападений в отношении театральных работников. Были подготовлены наёмники, которые должны были поймать и выколоть глаза Рахмонберди Мадазимову, Розияхон Муминовой, Тожихон Хасановой, Уринбою Рахмонову. Для безопасности артистов к ним были приставлены вооружённые охранники.

Несмотря на организационные трудности, театр расширял свой репертуар за счёт новых, идейных и высокохудожественных произведений. В этом театруоказывали большую практическую помощь народный артист СССР Рахим Пирмухамедов, народные артисты Узбекистана Хикмат Латипов и Кудрат Ходжаев. На сцене Ошского театра были поставлены пьесы «Два коммуниста», «Друзья», «Алишер Навои» и другие произведения.

Заслуги Рахмонберди Мадазимова как организатора и основателя театрального движения в Кыргызстане и первого основателя и организаторатеатральной труппы написаны на странице 110 Энциклопедии Ошской области изданная Академией наук Киргизской ССР в 1987 году, в этой же Энциклопедии на стр.110 размещена фотография его сына Журахона Рахмонова. В 5 томе Национальной Энциклопедии «Кыргызстан» изданного Центром Государственного языка и энциклопедии, Бишкек 2014 году и в книге Абдугани Абдугафурова «Ошский академический театр» изданная в феврале 2010 года посвящённая 90-летнему юбилею Ошского узбекского драматического театра имени Бабура отражены заслуги Рахмонберди Мадазимова в организации и деятельности Ошского театра.

Основатель Ошского узбекского драматического театра Рахмонберди хаджи Мадазимов в связи с выездом в город Узген в 1932 году ушёл из театра и умер в конце мая 1933 года в городе Узгене.

Двое сыновей Рахмонберди Мадазимова достойно продолжили дело своего отца служению искусству и культуры много лет работали на сцене театра имени Бабура города ОшУринбой и Журахон Рахмоновы были одними из основателей музыкально-драматического театра имени Бобура города Ош и внесли большой вклад в развитие искусства и культуры Киргизии, воспитали много молодых актёров. Их большой вклад и труд были высоко оценены руководством Киргизской ССР и они были награждены орденами, многочисленными медалями, почётными грамотами.

Работа в театре

Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.

Семья

Отец — Ибни Мухаммадаъзим аълам (умер в 1876 году), религиозный деятель. Мать - Биби Солиха (1850-1922), уроженка города Уратепа. Супруга - Бибихон (1884-1922), уроженка города Уратепа. Дети - Назокатхон (1902-1934), Хожинисо (1907-1932), Уринбой (1910-1980), Назирхон (1912-1917),Журахон (1917-1977).

Написанные книги

Литература

См. также

Ссылки

Регион Республика Киргизия (Кыргызстан)
Воинское звание Рядовой солдат
Населенный пункт: Ош
Воинская специальность Артист, писатель.
Место рождения город Ош, Ошский уезд, Ферганской области Российской империи
Годы службы 1917-1932
Дата рождения 1875
Дата смерти 05.1933

Боевой путь

Место призыва город Ош, Киргизия
Дата призыва 1917
Боевое подразделение Реввоенсовет Туркестанского фронта
Завершение боевого пути 1932 год
Принимал участие Гражданская война

Рахмонберди Мадазимов в составе театра побывал во всех районах Ошского уезда, где ставил спектакли и боролся с басмачеством оружием искусства и культуры. Ставя спектакли в районах, знал, где были размещены басмачи и места хранения их оружия. Он совместно со своим родственником, основателем и первым начальником милиции города Ош Балтыходжой Султановым активно участвовал в обезвреживании басмачества. На своей телеге он вместе с реквизитом театра незаметно пряча перевозил оружие красных через районы, где орудовали банды басмачей и таким образом снабжал Красную армию оружием и боеприпасами.

Поставленная драматической труппой пьеса Маннона Уйгура «Лекарь из Туркестана» в своё время вызвало резкое недовольство реакционных религиозных деятелей. Так как в то время в составе труппы не было женщин актрис, то роль женщин великолепно исполнял Журахон Зайнобиддинов. Во время Гражданской войны прилегающие к Ошу районы превратились в поле боёв. По предложению начальника милиции города Ош Балтыходжа Султанова труппа стала участником этого фронта и агитатором партии большевиков. Труппа ставила спектакли и концерты в сёлах Ошского уезда, на базарах, площадях и других местах, где собиралось много народу, показывала недобрые намерения басмачей. Просвещённые революционные деятели Балтыходжа Султанов и Фазылбек Касымбеков помогали встать на ноги молодому коллективу театральной труппы. Свёкор Б.Султанова первый основатель и художественный руководитель Ошского узбекского театра Рахмонберди Мадазимов рассказывал: курбаши Мадаминбек разбойничал около Андижана, нападал на жителей. Начальник милиции города Ош Балтыходжа Султанов и Ошский гарнизон хотели помочь с обеспечением оружия Андижанскому военному гарнизону. Но как доставить туда оружие? Эту проблему решили артисты театра. Украсили карету, разложили оружие, сверху положили одеяла и тушаки. Артист Рахмонберди Мадазимов наложил грим и стал большим «ишаном»-религиозным проповедником. Ещё два актёра стали его «муридами»-учениками. Поставили около себя священную книгу Коран, читая его пустились в путь. Когда карета подъехала к Ходжаабаду послышалась стрельба. Десятки басмачей окружили карету. Тогда извозчик сделал рукой знак «тихо» басмачам и приоткрыл занавеску. Басмачи увидели «ишана» и его «учеников» поклонились. Потом с почестями довезли их до Андижана. Для обеспечения оружием такие «постановки» труппы повторялись неоднократно.

Видео

После войны

Работа в театре

Кроме того, он участвовал в многочисленных концертных программах.

Написанные книги

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: