Ковалевский Роман
Ковалевский
Роман
рядовой / шофер
31.01.1917 - 7.01.1997

История солдата

Ковалевский Роман Николаевич, родился 31 января 1917 года в Витебской области Молочинского района Белоруссии. Дедушка закончил 5 классов общеобразовательной школы и в 15 лет стал работать шофером. Дедушка Роман работал в 1-м Дорожно-эксплуатационном участке УККВД Московской области. 22 июня 1941 года началась война. А 29 июня 1941 года Звенигородским Гор военкоматом Московской области дедушка был призван и направлен в часть. 20 июля 1941 дедушку зачислили шофером в состав 648 отдельного автомобильного батальона. Краткая справка из наградного листа: Ковалевский служил в батальоне с 20 июля 1941 года. Работал шофером. Машину содержал всегда в полной боевой готовности. С сентября 1941 по май 1945 года в составе 648 отдельного автомобильного батальона участвовал в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Боевой путь автомобильной части проследить практически невозможно по одной простой причине, эти подразделения находились в прямом подчинении фронта. Если пехотные полки, соединения имели конкретные направления наступления, отхода, задачи по обороне, освобождению и т.д., и это позволяет точно определить боевой путь той или иной части, то действия автомобильных формирований напрямую зависели от детальности фронта, а растянутость, которых составляла сотни километров. Это означает, что подразделения полка могли сегодня выполнять боевые задачи на одном участке фронта, то завтра уже на другом. Тем не менее, они имеют свою историю, связанную с событиями, происходящими на фронте. Чтобы прикрыть непосредственно подступы к Ленинграду, не допустить его захвата, был образован Ленинградский фронт (Директива Ставки ВГК от 23.08.1941г.). В сентябре 1941 года войска противника, наступающего на Ленинград, были остановлены. После установления блокады Ленинграда, 08.09.1941г. последней надеждой на снабжение города осталось Ладожское озеро. 12.09.1941г. водным путем на западный берег к маяку Осиновец с большой земли доставили на баржах первые грузы с зерном и мукой. По окончании навигации стала задача в организации трассы по льду. Толщина льда составляла всего 18см. С этого дня начался тяжелейший ежедневный труд военных водителей по доставке продовольствия, боеприпасов, эвакуации жителей города и раненых бойцов. Всё это происходило, как правило, под артобстрелом и авианалётом противника. Каждый рейс можно вправе сравнивать с боевым вылетом, так как постоянно приходилось сталкиваться с немецкой авиацией. Не трудно представить, что творилось на душе у водителей, когда у них на глазах уходили под лёд машины боевых товарищей с продовольствием или людьми. Несмотря на все ужасы войны, бойцы от усталости валились с ног, чтобы не уснуть за рулем. Из воспоминаний дедушки: Мы в кабинах подвешивали пустые котелки с ложками. От малейшего движения ложка стучала о стенки котелка. Эта «музыка» позволяла мне оставаться в бодрствующем состоянии, не сойти с трассы и не нырнуть в полынью, образовавшуюся после разрыва авиабомбы. Осознавая важность поставленной задачи, наиболее опытные и отважные водители умудрялись совершать по два рейса в сутки. Дедушка на своей машине ГАЗ- «полуторка», возил продукты, оружие, снаряды, солдат, людей. Во время Ленинградской блокады переезд на машине через Ладожское озеро в народе получил название «Ледовая трасса» или «Дорога жизни». В то время по нему ездили по специальным пропускам. Из воспоминаний дедушки: «Зима 1941-1942 была суровой и снежной. Едешь, и вдруг немцы начинают снарядами взрывать Ладожское озеро, чтобы машины не могли вывезти людей, детей на «Большую землю». Водители всегда держали двери кабины открытыми, чтобы в случае опасности выпрыгнуть из машины, привязать веревку и помочь вытащить свою или другую машину, которая начинала сползать все ближе к полынье, помочь выгрузить на лед груз или людей». Водители проводили при жутком холоде (большинство даже ездили с открытыми дверьми, чтобы можно было успеть выпрыгнуть в случае провала под лед) по 12 часов за рулем, совершая за день по 5-7 рейсов через все Ладожское озеро, но при этом получали такой, же скудный паек, как и простые блокадники. Однако никто из них не жаловался, так как все понимали, насколько важен их труд для блокадников и солдат, оборонявших Ленинград. Мой дедушка имеет медаль «За боевые заслуги». Из наградного листа: В период Гдынской операции работал круглыми сутками по подвозу боеприпасов на огневые позиции. Грузы доставлял ранее срока на 10-12 часов. В апреле сэкономил 40 килограмм горючего. Выполнял хорошо задания командования по эвакуации вражеских автомашин. В период уличных боев за Гдыню вытащил с поля боя 13 автомашин на ходу. Имеет 16 благодарностей. 13 мая 1945. Командир Нач. батальона майор Ганин Приказом по войскам 19 армии № 0333 от 04 июня 1945 г. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество дедушка был награжден орденом «Отечественной войны второй степени». Домой, к жене и сыну, дедушка вернулся в мае 1946 года. После войны дедушка работал шофером в Минтрансстрое до 1975 года. После ушел на заслуженный отдых.

Регион Московская область
Воинское звание рядовой
Населенный пункт: Одинцово
Воинская специальность шофер
Место рождения Витебская обл Молочинский район
Годы службы 1941 1945
Дата рождения 31.01.1917
Дата смерти 7.01.1997

Боевой путь

Место призыва Звенигородским РВК Московской области
Дата призыва 25.08.1941
Боевое подразделение 648 автомобильный батальон
Завершение боевого пути 1946
Принимал участие Начало наступления и прорыв блокады Ленинграда

Награды

Медаль За боевые заслуги

Медаль За боевые заслуги

В период Гдынской операции работал круглыми сутками по подвозу боеприпасов на огневые позиции. Грузы доставлял ранее срока на 10-12 часов. В апреле сэкономил 40 килограмм горючего. Выполнял хорошо задания командования по эвакуации вражеских автомашин. В период уличных боев за Гдыню вытащил с поля боя 13 автомашин на ходу. (Медаль за боевые заслуги)

Медаль За Победу над Германией

Медаль За Победу над Германией

Приказом по войскам 19 армии № 0333 от 04 июня 1945 г. За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество дедушка был награжден орденом «Отечественной войны второй степени».

Документы

other-soldiers-files/orden_otech_voyny_001.jpg

other-soldiers-files/orden_otech_voyny_001.jpg

other-soldiers-files/voennyy_bilet_003_2.jpg

other-soldiers-files/voennyy_bilet_003_2.jpg

Однополчане

таким дедушка ушел на войну

таким дедушка ушел на войну

фото 11 июля 1943 которое прислал жене

фото 11 июля 1943 которое прислал жене

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: