СПИРИДОНОВ  Николай  Михайлович
СПИРИДОНОВ

Николай

Михайлович
старший сержант

История солдата

 

Спиридонов Н.М.  родился 21 декабря 1921 года в деревне Аганино Новостаринского сельского совета. В их  дружной работящей семье было три дочери и четыре сына.  Николай был самый младший. Он за спины старших не прятался, на поблажку не рассчитывал.  Работал в колхозе и на лесозаготовках.  

Регион Вологодская область
Воинское звание старший сержант
Населенный пункт: Бабаево

Боевой путь

 

 Николай Михайлович  на срочную службу в армию  ушел добровольцем в 1940 году. Был зачислен в Ульяновский учебно-танковый полк в школу механиков-водителей. Военная техника заинтересовала, учился с увлечением. Познавать специальность механика-водителя начал на колесно-гусеничных танках БТ-5 и БТ-7, которых прозвали «прыгающими», они могли развивать скорость до 120 км.  Начали осваивать в «учебке» новый гусеничный танк Т-70. Тут и застала его война. Подготовка заканчивалась в ускоренном темпе.

          Осенью 1941 года Николай Михайлович  - механик-водитель, старший сержант принял боевое крещение на Карельском фронте.

         В марте 1942 года во время одного из жарких боев, когда наши танки с исходных позиций контратаковали немцев и финнов, танк Спиридонова Н.М. был подожжен, экипаж успел покинуть горевшую машину, но ребята попали под сильный минометный обстрел. Николай Михайлович был ранен в голову и контужен. После госпиталя был направлен в запасной полк на Урале, где он освоил замечательную знаменитую  машину танк  Т-34. 

          В ноябре 1942 года Николай Михайлович участвует в Сталинградской битве. Даже немецкий генерал Гудериан сказал  русских: « Русские танки как голодные волки нападали на нас».

В 1943 год участвовал в освобождении Донбасса. Затем снова был курсантом инженерно-технического факультета Ульяновского танкового училища.

А в августе 1944 года в звании младшего лейтенанта Спиридонов Н.М. снова отправляется в действующую армию на 1-й Украинский фронт. Будучи  заместителем командира  танковой роты воюет на территории Польши за рекой Вислой, обороняет Сандомирский плацдарм. В наступление рота пошла без своего лейтенанта. В декабре 1944 года он получил тяжелое ранение и был отправлен в глубокий тыл Забайкалья, поселок Песчанка Читинской области.

          День Победы встретил в роте выздоравливающих офицеров.

Но для него война не закончилась. Пришлось воевать с Японией в 1945 году в составе 17 армии 66 отдельного танкового полка на территории Монгольской народной республики.

          В составе Забайкальского фронта 9 августа 1945 года вступил в бой с японской Квантунской армией.  В составе 66-го отдельного танкового полка Николай Михайлович пересек пустыню Гоби  и форсировал Хинганский перевал.

         3 сентября 1945 года – конец II Мировой войны для Спиридонова Николая Михайловича – памятный день.

Воспоминания

Внучка Светлана Спиридонова

Это было в ноябре 1942 года. Мой дедушка находился в Сталинграде, был водителем-механиком танка Т-34 в танковом полку. В это время в Сталинграде шли кровопролитные бои. Немцы хотели сбросить наших солдат в Волгу и завоевать столицу Москва. На правом берегу Волги танки между боями прятались в капониры (земляные сооружения). Когда немцы выходили в атаку, наши солдаты сразу отражали их, велись встречные бои. Полк моего дедушки вел оборону в районе Капустина Яра с северной стороны города. Через Волгу-реку была проложена паромная переправа, по которой переправлялись все люди и все средства обеспечения армии. Был приказ Сталина: «Ни шагу назад!».



Дедушка рассказывает:
«…Это было 6 ноября 1942 года. Переправлялась на правый берег Волги автомобильная часть американских студебеккеров. Часть их, уже более десятка, было переправлено. Во время переправы на паром загонялось по нескольку машин. При выходе с парома на берег, у одной из машин передний мост провалился между паромом и пирсом. Переправой руководил майор. Попытались студебеккер вытащить на берег. Раму зацепили на причале тросами на буфере. Сначала пробовали тащить одним, потом двумя студебеккерами, но почва была мерзлая, и машины буксовали, а «передок» провалившейся машины удерживался. Недалеко на берегу стоял неисправный какой-то частью оставленный тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов). Майор подошел и попросил танкистов, чтобы они дёрнули студебеккер. Танкист прицепил тросами танк за раму «передка» машины и при попытке сделать рывок, рама обломилась и ушла между пирсом и паромом, танк без «передка» вытащил студебеккер на берег.
Во время этих опасных действий к переправе подъехал Н.С. Хрущев. На нем не было знаков различия. Тогда даже некоторые генералы, офицеры – танкисты ходили в обычной одежде, т.к. за ними могли шпионить немецкие разведчики. Майор был занят ликвидацией аварии и не заметил Хрущева. Тот тогда был членом военного совета Сталинградского фронта. Хрущева мы знали по фото в газетах. Кто-то жестами показал майору, что едет начальство. Майор прекратил свою работу и пошел в сторону стоящей машины к Хрущеву. Не доходя до него 4-5 шагов, перешел на строевой шаг, руку под козырек, стал делать доклад. Хрущев, размахивая руками, давал разнос майору, что тот рисковал жизнями танкистов. Приказал ему срочно ликвидировать аварию и закончить разгрузку машин.
В это время завыли сирены, В воздухе приближался немецкий самолет-разведчик по прозвищу «рама». Заработала наша зенитная артиллерия, охраняющая переправу. На пути к переправе все небо было покрыто густыми черными облаками. Хрущев направился к своей машине, которая была в метрах 5- от пирса. С ним был еще один человек в гражданской одежде, одетый в черное пальто и шапку-ушанку. «Раму» сопровождали три немецких истребителя. В считанные минуты появились два наших истребителя – «Яки», и завязался бой. «Рама» скрылась в обратном направлении. При ведении воздушного боя наш самолет запылал и с огненным хвостом пошел «в штопор». А дальше ничего не было видно. Тут же вскоре запылал и немецкий истребитель. Летчики-немцы выбросились на парашюте, было не видно, то ли они упали в Волгу, то ли на землю. Из наших двух истребителей остался только один. Немцы стали гонять его по небу, двое против одного. С большой высоты наш самолет пошел на сближение с землей и на бреющем полете вышел из боя, а два немецких истребителя ушли в своем направлении.
Дорога к переправе была под уклон к реке. Я с моими двумя друзьями стояли на обочине дороги, когда Н.С. Хрущев проезжал мимо на американском «виллисе», он сидел с левой стороны. «Виллис» был утеплен и обтянут одеялами. Хрущев был одет в хромовый реглан вишневого цвета темно-зеленую фуражку. Тогда это было модно, так одевались партработники. Мы оказались на переправе и с разрешения командира танкового батальона были отпущены всего на один час, чтобы повидаться с бабаевскими или борисовскими земляками перед боем, а может быть перед смертью. Земляков тогда встретить не удалось, но с сослуживцами встретился. После атаки мы поспешили уйти в своё расположение».

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: