Гусев Иван Константинович
Гусев
Иван
Константинович
старший лейтенант

История солдата

Бой за остров Сухо

sukho.jpg

остров Сухо в наши дни

bar-600.jpg

22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.bar-600.jpg

zibel.jpg

Самоходная десантная баржа-понтон типа Зибель
zibel-2.jpg

Зибель на Ладожском озере

На пути большой транспортной магистрали из Новой Ладоги в порт Осиновец в 20 километрах от южного берега озера затерялся крошечный остров Сухо, заложенный Петром I. Легенда гласит, что однажды царь, проходя на своем яле Волховскую губу и сев там на мель, воскликнул: «Тут же сухо!» – и велел основать остров на месте открытой им отмели.

Отныне все проходящие по этому пути суда должны были оставлять камни на новом острове, который назвали Сухо. Так появился рукотворный остров в форме подковы размером 90 на 60 метров с бухтой на юго-восточной безветренной стороне.

В 1941 году остров Сухопревратился в важный стратегический объект, который позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера, Дороги жизни, а также прикрывал подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии. Гарнизон островка составлял 70 человек при трёх 100-мм орудиях и трёх ДШК.

Командовал гарнизоном старший лейтенант Иван Константинович Гусев. Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В ее задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и нашим тылом.

В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде десантные паромы-плашкоуты типа «Зибель», созданные в своё время для десанта в Англию через Ла-Манш. Зибеля собирались из двух половин-понтонов на манер катамарана. Скрепляла половинки покрытая деревянным настилом стальная палуба. На ней располагалась бронированная 10-мм листами стали рубка, служившая пунктом управления и пристанищем для офицеров. Каждый из понтонов мог перевозиться по отдельности на железнодорожной платформе. В артиллерийском варианте на Зибель устанавливали три-четыре 88-мм зенитные пушки и пару 20-мм автоматов, в десантном – одну 37-мм и две 20-мм зенитки. Десантный Зибель брал на борт до 60 тонн груза или до 200 человек десанта. Автором проекта был Подполковник Люфтваффе Фриц Зибель. Он же и командовал флотилией этих барж в ходе операции «Бразиль».

Полковник Зибель

Подполковник Зибель (в центре) наблюдает за сборкой барж своего имени на Ладоге.

 

Подполковник Фридрих Вильгельм Зибель

Подполковник Фридрих Вильгельм Зибель

sukho.4.gif
Иван Константинович Гусев

В ночь на 22 октября 1942 года немецкая флотилия под прикрытием финских и итальянских катеров вышла из Лахденпохьи. Это был отряд, состоявший из 16 барж, оснащённых в общей сложности двадцать одной пушкою 88-го калибра, девятью пушками 37-миллиметроого калибра и ста тридцатью пятью 20-миллиметровыми Эрликонами. С учётом участия в ней ещё семи десантных катеров, всего в операции «Бразиль» участвовало 23 вражеских судна. Кроме того, поддерживать действия судов и десанта должны были 15 самолетов. Вражескую флотилию обнаружили около семи часов утра, когда она находилась в яти с половиной километрах от острова Сухо.

Сильный шквалистый ветер, снег и крутая волна мешали защитникам Сухо определить точный состав сил противника. Через пять минут после обнаружения вражеской флотилии сопровождающие ее самолеты, Ме-109 и Ju-88, открыли огонь по острову. Никто не мог даже предположить, что в таких плохих погодных условиях фашисты введут в бой авиацию. За считанные минуты самолеты противника при поддержке корабельной артиллерии разрушили антенну, лишив гарнизон связи с командованием, и здание маяка, где находился командный пункт батареи. Неприятель вел огонь из 88-миллиметровых орудий и автоматических Эрликонов. Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов.

Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.

sukho.5.gif

Наградной лист старшего лейтенанта Гусева

Старший лейтенант Гусев, несмотря на четыре ранения руководил боем, и только пятое вывело его из строя.

Отважный комендант острова был направлен в госпиталь. Скромный, застенчивый, он не любил рассказывать о событиях, развернувшихся на Сухо 22 октября. О героическом поведении командира рассказали военным журналистам его бойцы. За мужество, проявленное в бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.

Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых – 8 человек, тяжелораненых – 16, легкораненых – 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51 она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях во время прорыва блокады. Говорят, что среди моряков-ладожцев баржа получила прозвище "лысая сволочь".

bar-600.jpg

 

Регион Санкт-Петербург
Воинское звание старший лейтенант
Населенный пункт: Санкт-Петербург

Боевой путь

История Блокады Ленинграда. Остров Сухо.

Общая карта "Дороги жизни"
 

Было два основных пути этой магистрали. Первый проходил через Шлиссельбургскую губу и назывался малым. Второй же шел от Новой Ладоги и назывался соответственно Большим. Осенью, вплоть до того, как Ладога покрылась льдом перевозками беженцев, продовольствия, оружия занимались суда вновь сформированной Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства. Со стороны Ленинграда основным портом стал Осиновец, дополнительными станция Ладожское Озеро и Коккорево. С другой стороны «дороги» основным местом приема стала Кобона, дополнительными Лаврово и Коса. Основной проблемой являлось то, что все вышеуказанные места являлись абсолютно необорудованными и не готовыми к приему судов. Вплоть до ноября 1941 года основной маршрут перевозок проходил по линии Новая Ладога-Осиновец.

0008hf1f
Мыс Осиновец
 

Как свидетельствует Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов,  в конце августа Ставкой ГКО была поставлена задача оборудовать порты, обеспечить бесперебойную систему коммуникации осажденного города с Большой Землей. Героическим и титаническим трудом было сделано очень и очень немало: был проложен кабель телефонной связи по дну озера, возведены заново и (или) укреплены имеющиеся инфраструктура для приема судов, подведены ветки железнодорожного сообщения напрямую к пирсам, особо усилена охрана от возможных диверсий, усилены средства ПВО. Последнее было очень немаловажно, учитывая постоянные налеты вражеской авиации. Как пишет историк В.Ковальчук: «всего в составе Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО насчитывалось 76 85-миллиметровых, 69 76-миллиметровых, 39 37-миллиметровых орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторных станций плюс 7-ой истребительный авиакорпус (ИАК) ПВО и авиации Краснознаменного Балтийского флота».

s640x480
Малый маршрут "Дороги жизни"
 

С ноября, после того как Шлиссельбургская губа покрылась льдом были организованы сначала конно-санные, а потом и автомобильные пути транспортировки.
Стабилизация с поставками сразу же положительным способом сказалась на жителях блокадного Ленинграда. Например, 11 февраля была объявлена третье по счету увеличение продовольственного довольствия: рабочие и ИТР стали получать 500 г хлеба в день, служащие — 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Одновременно были улучшены качество и питательность хлеба. Городу было трудно, но кризис миновал — Ленинград жил, боролся и верил в победу.
С начала войны на Ладожское озеро было внутренним водоемом Советского государства и, соответственно, никакой необходимости держать здесь военные корабли не было. Однако с 25 июня 1941 года Ладожская военная флотилия была образована вновь. Связанно это с вступлением в войну Финляндии. С октября 1941 по сентябрь 1944 года командующим флотилии был капитан 1 ранга, а с января 1944 — контр-адмирал Чероков В. С.

0008p6z8
Ладожская Военная флотилия
 

Вплоть до весны 1942 года у флотилии на Ладоге не было соперников, но сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и мирных заградителей, организовав свой отряд. Местом базирования вражеских сил стала Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года на Ладожское Озеро был переброшен сначала 12-ый отряд торпедных катеров из порта Специя (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм. пулемет, 6 глубинных бомб, дымаппаратура), а потом 15 (впоследствии их число возросло до 20) немецких самоходно-десантных барж конструкции Зибеля. Баржи (или паромы, как принято их называть в отечественной историографии) имели водоизмещение 144 тонны, их осадка составляла не более 1 метра. Представляли они из себя катамараны, состоящие из двух понтонов, соединенных широким помостом с бронированными надстройками. Баржи делились на легкие и тяжелые. Вооружение тяжелых паромов состояло из трех 88 мм. орудий и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов, легкого - из одной 37 мм. пушки и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов. Два двигателя суммарной мощностью 1500 л.с., обеспечивали скорость до 10 узлов. Принадлежали эти баржи “Люфтваффе», а командовал ими непосредственно полковник Фриц Зибель.

0008qr9b
Командующий ЛВФ контр-адмирал Чероков В. С
 

Столь серьезное усиление группировки противника на озере заставило советское командование предпринять ответные меры. Были введены в строй несколько новых кораблей, основаны береговые батареи. Одной из таких батарей стала 3-орудийная 100-миллиметровая под № 473 на острове Сухо, остров, сыгравший немалую роль в войне на Ладоге и в обороне Ленинграда.
Этот небольшой островок, имеющий размеры 90 на 60 метров был насыпан по приказу Петра I. По легенде при прохождении Волховской губы его ял сел на мель, а он воскликнул: «Тут же сухо!», после чего велел основать остров на месте имеющееся отмели. Остров получил форму неправильной подковы с небольшой бухтой. Вход в бухту был построен с юго-востока, так как восточный ветер дует тут редко. В 1825 году на острове было воздвигнуто здание маяка, а в 1891 году маяк был перестроен и переоборудован. Остров находится примерно в 25 километрах от Новой Ладоги, а его координаты (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6")

0008rc6s
Маяк на острове Сухо
 

Чем же так известен этот небольшой островок, затерянный на просторах огромного озера, чем же необычен, в чем его тайна. Известен Сухо, конечно же, тем боем, который произошел на нем 22 октября 1942 года. Я думаю, уместно будет рассказать сначала о сражении, а уж потом перейти к странностям и тайнам этой операции.
Итак, около 7 часов утра 22 октября 1942 года к острову Сухо подошел большой отряд, состоящий из семи тяжелых десантных, четырех легких, трех транспортных, одной штабной и одной санитарной барж, а также из семи десантных катеров — всего 23 судна. Все они были немецкие. Кроме того обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, а также неподалеку должны были находиться итальянские и финские катера.

0008s5xq
Итальянский торпедный катер на Ладоге.
 

Им противостоял гарнизон острова в составе около 100 человек под руководством старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Около 7 часов 10 минут сигнально-наблюдательный пост на острове Сухо обнаружил в 30 кабельтовых (около 5,5 км) к западу большое количество крупных и мелких судов, шедших в строе фронта по направлению к острову. Пост принял их за советский караван, направлявшийся в Новую Ладогу. В 7 часов 15 минут суда, оказавшиеся кораблями противника, прикрывавшимися с воздуха шестью самолетами Ме-109 и двумя самолетами Ю-88, открыли сосредоточенный огонь по острову Сухо. Первыми же залпами противника была сбита антенна, и связь острова с командованием оборвалась. В 7 часов 17 минут командир батареи Гусев приказал открыть огонь по кораблям противника. Через минуту прямым попаданием 88-мм снаряда в маячное здание был разбит находившийся там командный пункт батареи, и орудиям пришлось далее вести огонь самостоятельно. К 7 ч. 30 м, видимость улучшилась, и состав сил противника был уточнен. Неприятельские корабли вели огонь из 88-мм орудий и большого числа, счетверенных 20-мм автоматов, Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов. Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.

0008tz70
Командир гарнизона Сухо И.К. Гусев
 

Лейтенант Гусев, несмотря на 4 ранения руководил боем, и только 5 вывело его из состава.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). В послевоенных источниках было сказано, что они находились в дозоре, я же точных сведений об этом не нашел, так что считаю это счастливой случайностью. Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. Об этом моменте в частности вспоминает командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются»: «Мы с командующим флотилией В. С. Чероковым и командующим ВВС флота М. И. Самохиным находились в Морье, по дороге в Новую Ладогу, когда нам доложили, что противник со своих быстроходных катеров и десантных барж обстреливает батарею острова Сухо. Отдав приказание начальнику штаба авиации флота о подъеме штурмовиков в воздух, мы поспешили в Новую Ладогу. Командир военно-морской базы Осиновец капитан 1 ранга А. Г. Ванифатьев получил приказ выслать корабли навстречу отряду противника».

0008wrqe
Командир тральщика Тщ-100 старший лейтенант П. К. Каргин

До прихода помощи героически и очень умело принял бой командир МО-171. Он не только вел артиллерийскую дуэль с 8 судами противника, но также смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Впоследствии один из этих геройских кораблей (ТЩ-100) был установлен в качестве памятника в Новой Ладоге.
0008x3fx
Памятник тральщику ТЩ-100
 

Наконец примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении или повреждении судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну. Численность потерь с немецкой стороны естественно оспаривается западными историками, например количество потерянных нами самолетов они оценивают в 6.

0008ypyw
Самоходная баржа типа Зибель
 

Вот такая вот история. А вот теперь несколько слов стоит сказать о тех странностях и загадках, которые были вокруг этой операции. Собственно говоря, возникает вопрос, зачем была проведена эта операция. При ответе на этот вопрос главенствуют 2 абсолютно противоположных мнения: 1) выраженное известным историком Н.И. Барышниковым в своих книгах. По его мнению, Сухо был ключевым местом в системе обеспечения продовольствием и боеприпасами осажденного города.
2) Штурм Сухо — это никому не нужная, и демонстрация присутствия немцев на Ладоге, имеющая своей целью подвигнуть финских союзников к более активным действиям.
Давайте рассмотрим обе эти точки зрения и попытаемся понять, насколько они вообще близки к действительности.
Начнем с мнения Барышникова. Вот отрывок из одной из его книг: «Летом и осенью функционировавшая Дорога жизни, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград, являлась морской, поскольку грузы перевозились уже судами. Обеспечение охраны этого пути имело исключительно важное значение. В этом отношении ключевую роль играл небольшой остров Сухо, где находился военный гарнизон, обеспечивавший прикрытие водного пути из Кабоны в Ленинград». Рассматривая карту с ходу понимаем, что это полная ерунда. От острова Сухо до Кабоны километров 60 и уж водный путь, который мы назвали малым маршрутом Дороги жизни (Кобона-Осиновец), Сухо точно никак не прикрывает.

0008zw7s
Трассы перевозок по "Дороге жизни" в 1942 году
 

Этот остров лежит на пути большого Маршрута Дороги жизни и является важным объектом на пути из Новой Ладоги в Осиновец. Однако на дворе конец 1942 года и Большой маршрут перестал играть ключевую роль в обеспечении Ленинграда. Гораздо удобнее снабжать осажденный город через Кабону, да и потом летом 42 по дну Ладоги был проложен трубопровод для перекачки топлива и еще кабель от восстановленной Волховской ГЭС, то есть перекрытие Большого маршрута к коллапсу перевозок не приведёт однозначно. Тем более к этому времени был отремонтирован Новоладожский канал, через который, несмотря на его маленькие размеры и мелководье, тоже можно было бы проводить суда. Давайте представим, что операция немцев достигла успеха, и они заняли остров. К чему это приведет? Менее чем через месяц на Ладоге встанет лед и соответственно провод кораблей по Большому маршруту прекратится сама собой и замрет. В общем то и все. Соответственно строить выводы, что вся операция была направлена на разрушении системы коммуникации между блокадным Ленинградом и Большой Землей, посредством занятия Сухо было бы абсолютно неправильно.

s640x480
Схема Боя у острова Сухо
 

Рассмотрим вторую точку зрения. Якобы немцы демонстрировали «флаг» на озере, сделав небольшой набег и при возможности уничтожив островной маяк. Так ли было дело? Думаю, нет. Меня смущает в этой версии сразу несколько моментов. Во-первых, немцы разработали эту операцию, которой дали кодовое название «Бразиль» исключительно силами «Люфтваффе» без привлечения, как финнов, так и итальянских торпедных катеров. Катера эти «болтались» где то неподалеку, но задач им не ставилось, а значит, понятия об этой операции они не имели. То есть была необходимость в соблюдении строгой секретности, а также хорошее взаимодействия между судами, десантом и самолетами. Во-вторых, по имеющимся в наличии финским и немецким документам выход в ночь с 21 на 22 октября был не первой, а третьей попыткой проведения операции. Первая предпринималась 9, вторая 15 октября. 8 октября помешала непогода, а 15 суда не смогли сориентироваться на море и были вынуждены вернуться в порты. Не знаю как кому, а мне это очень странно. Есть такое впечатление, что своими действиями немцы хотели дезинформировать как советскую разведку, так и своих союзников. В третьих, посмотрите на состав сил. Для того чтобы провести легкий «набег» не обязательно было собирать такой мощный кулак, рискуя редкими и дорогостоящими баржами «Зиверта». Не стыкуется..никак. Весь ход войны, весь военный опыт показывал, что просто так немцы не стали бы рисковать столь крупными соединениями ради неясной цели.

s640x480
Остров Сухо сейчас
 

Что у нас выходит по гамбургскому счету? А то, что бой у Сухо до сих пор полон загадок. То, что операция проводилась осознанно, то, что немцам нужен был этот остров именно в конце осени, для меня лично не подлежит сомнению. А вот для чего он был нужен — тут сплошная тайна. Я считаю, что немецким командованием замасливалась какая-то сложная многоходовая комбинация, и получение Сухо было одним из первых, но, тем не менее, важных ее этапов. Скорее всего, следующим этапом было бы уничтожение ремонтных баз ЛВФ в Новой Ладоге. Как бы там не было, благодаря исключительному мужеству советских моряков, летчиков и солдат эта операция была сорвана! Несколько фамилий этих мужественных бойцов история сохранила для потомков старшие лейтенанты И. Гусев, В. Ковалевский и П. Каргин, старший сержант В. Баскаков, сержанты Ф. Мишуков и П. Пугачев, старшина Мартынов.
Пройдет еще немного времени и «Дорогу жизни» заменит «Дорога Победы», затем будет снята блокада Ленинграда, а 2 мая 1945 года наши войска заставят капитулировать Берлин.
Вечная слава героям!!!

Воспоминания

История Блокады Ленинграда. Остров Сухо

Этот героический эпизод довольно подробно описан в десятой главе романа "Балтийское небо" (Николай Чуковский, 1946-1953):



Когда Гусева вынесли на носилках из землянки и он понял, что его сейчас увезут с острова, он, видимо, огорчился. Слишком важная часть его жизни прошла здесь, среди этих голых камней. Поворачивая бледное свое лицо, с жадностью оглядывал он и старую башню маяка, и кирпичную трубу сгоревшего домика, в котором он жил, и разбитые снарядами брустверы, и каменистую землю, усыпанную осколками металла, и чаек, круживших над волнами. Здесь он, комендант этого маленького острова, работал, мечтал, учил, учился, сражался и, победил. И, глядя вокруг, он хотел, казалось, увезти остров с собой.

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: