Иван
Константинович
ПОДЕЛИТЬСЯ СТРАНИЦЕЙ
История солдата
Бой за остров Сухо
остров Сухо в наши дни
22 октября 1942 года советские войска уничтожили немецко-финский десант, пытавшийся захватить остров Сухо и прервать Ладожскую коммуникацию, по которой шло снабжение Ленинграда.
Самоходная десантная баржа-понтон типа Зибель
Зибель на Ладожском озере
На пути большой транспортной магистрали из Новой Ладоги в порт Осиновец в 20 километрах от южного берега озера затерялся крошечный остров Сухо, заложенный Петром I. Легенда гласит, что однажды царь, проходя на своем яле Волховскую губу и сев там на мель, воскликнул: «Тут же сухо!» – и велел основать остров на месте открытой им отмели.
Отныне все проходящие по этому пути суда должны были оставлять камни на новом острове, который назвали Сухо. Так появился рукотворный остров в форме подковы размером 90 на 60 метров с бухтой на юго-восточной безветренной стороне.
В 1941 году остров Сухопревратился в важный стратегический объект, который позволял контролировать обширный район южной части Ладожского озера, Дороги жизни, а также прикрывал подходы к Волховской губе, где в Новой Ладоге располагалась главная база Ладожской флотилии. Гарнизон островка составлял 70 человек при трёх 100-мм орудиях и трёх ДШК.
Командовал гарнизоном старший лейтенант Иван Константинович Гусев. Весной 1942 года немцы начали подготовку операции «Бразиль» на Ладоге. В ее задачи входили внезапная высадка десанта на остров Сухо для его захвата, уничтожение гарнизона острова и установление контроля над передвижением по Ладоге и нашим тылом.
В городе Лахденпохья была создана немецкая морская база. Из итальянского порта Специя прибыл 12-й отряд торпедных катеров. По железной дороге через Финляндию были переброшены в разобранном виде десантные паромы-плашкоуты типа «Зибель», созданные в своё время для десанта в Англию через Ла-Манш. Зибеля собирались из двух половин-понтонов на манер катамарана. Скрепляла половинки покрытая деревянным настилом стальная палуба. На ней располагалась бронированная 10-мм листами стали рубка, служившая пунктом управления и пристанищем для офицеров. Каждый из понтонов мог перевозиться по отдельности на железнодорожной платформе. В артиллерийском варианте на Зибель устанавливали три-четыре 88-мм зенитные пушки и пару 20-мм автоматов, в десантном – одну 37-мм и две 20-мм зенитки. Десантный Зибель брал на борт до 60 тонн груза или до 200 человек десанта. Автором проекта был Подполковник Люфтваффе Фриц Зибель. Он же и командовал флотилией этих барж в ходе операции «Бразиль».
Подполковник Зибель (в центре) наблюдает за сборкой барж своего имени на Ладоге.
Подполковник Фридрих Вильгельм Зибель
Иван Константинович Гусев
В ночь на 22 октября 1942 года немецкая флотилия под прикрытием финских и итальянских катеров вышла из Лахденпохьи. Это был отряд, состоявший из 16 барж, оснащённых в общей сложности двадцать одной пушкою 88-го калибра, девятью пушками 37-миллиметроого калибра и ста тридцатью пятью 20-миллиметровыми Эрликонами. С учётом участия в ней ещё семи десантных катеров, всего в операции «Бразиль» участвовало 23 вражеских судна. Кроме того, поддерживать действия судов и десанта должны были 15 самолетов. Вражескую флотилию обнаружили около семи часов утра, когда она находилась в яти с половиной километрах от острова Сухо.
Сильный шквалистый ветер, снег и крутая волна мешали защитникам Сухо определить точный состав сил противника. Через пять минут после обнаружения вражеской флотилии сопровождающие ее самолеты, Ме-109 и Ju-88, открыли огонь по острову. Никто не мог даже предположить, что в таких плохих погодных условиях фашисты введут в бой авиацию. За считанные минуты самолеты противника при поддержке корабельной артиллерии разрушили антенну, лишив гарнизон связи с командованием, и здание маяка, где находился командный пункт батареи. Неприятель вел огонь из 88-миллиметровых орудий и автоматических Эрликонов. Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов.
Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.
Наградной лист старшего лейтенанта Гусева
Старший лейтенант Гусев, несмотря на четыре ранения руководил боем, и только пятое вывело его из строя.
Отважный комендант острова был направлен в госпиталь. Скромный, застенчивый, он не любил рассказывать о событиях, развернувшихся на Сухо 22 октября. О героическом поведении командира рассказали военным журналистам его бойцы. За мужество, проявленное в бою, Иван Константинович был награжден орденом Ленина.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых – 8 человек, тяжелораненых – 16, легкораненых – 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51 она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях во время прорыва блокады. Говорят, что среди моряков-ладожцев баржа получила прозвище "лысая сволочь".
Боевой путь
История Блокады Ленинграда. Остров Сухо.
Общая карта "Дороги жизни"
Было два основных пути этой магистрали. Первый проходил через Шлиссельбургскую губу и назывался малым. Второй же шел от Новой Ладоги и назывался соответственно Большим. Осенью, вплоть до того, как Ладога покрылась льдом перевозками беженцев, продовольствия, оружия занимались суда вновь сформированной Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства. Со стороны Ленинграда основным портом стал Осиновец, дополнительными станция Ладожское Озеро и Коккорево. С другой стороны «дороги» основным местом приема стала Кобона, дополнительными Лаврово и Коса. Основной проблемой являлось то, что все вышеуказанные места являлись абсолютно необорудованными и не готовыми к приему судов. Вплоть до ноября 1941 года основной маршрут перевозок проходил по линии Новая Ладога-Осиновец.
Как свидетельствует Нарком ВМФ Н.Г. Кузнецов, в конце августа Ставкой ГКО была поставлена задача оборудовать порты, обеспечить бесперебойную систему коммуникации осажденного города с Большой Землей. Героическим и титаническим трудом было сделано очень и очень немало: был проложен кабель телефонной связи по дну озера, возведены заново и (или) укреплены имеющиеся инфраструктура для приема судов, подведены ветки железнодорожного сообщения напрямую к пирсам, особо усилена охрана от возможных диверсий, усилены средства ПВО. Последнее было очень немаловажно, учитывая постоянные налеты вражеской авиации. Как пишет историк В.Ковальчук: «всего в составе Осиновецкого и Свирьского бригадных районов ПВО насчитывалось 76 85-миллиметровых, 69 76-миллиметровых, 39 37-миллиметровых орудий, 75 зенитных пулеметов и 60 прожекторных станций плюс 7-ой истребительный авиакорпус (ИАК) ПВО и авиации Краснознаменного Балтийского флота».
С ноября, после того как Шлиссельбургская губа покрылась льдом были организованы сначала конно-санные, а потом и автомобильные пути транспортировки.
Стабилизация с поставками сразу же положительным способом сказалась на жителях блокадного Ленинграда. Например, 11 февраля была объявлена третье по счету увеличение продовольственного довольствия: рабочие и ИТР стали получать 500 г хлеба в день, служащие — 400 г, дети и иждивенцы — 300 г. Одновременно были улучшены качество и питательность хлеба. Городу было трудно, но кризис миновал — Ленинград жил, боролся и верил в победу.
С начала войны на Ладожское озеро было внутренним водоемом Советского государства и, соответственно, никакой необходимости держать здесь военные корабли не было. Однако с 25 июня 1941 года Ладожская военная флотилия была образована вновь. Связанно это с вступлением в войну Финляндии. С октября 1941 по сентябрь 1944 года командующим флотилии был капитан 1 ранга, а с января 1944 — контр-адмирал Чероков В. С.
Вплоть до весны 1942 года у флотилии на Ладоге не было соперников, но сначала финны, а потом и немцы перебросили на озеро несколько катеров и мирных заградителей, организовав свой отряд. Местом базирования вражеских сил стала Лахденпохья. Наконец в июне 1942 года на Ладожское Озеро был переброшен сначала 12-ый отряд торпедных катеров из порта Специя (Италия) в составе катеров MAS 526, MAS 527, MAS 528 и MAS 529 1939 года постройки (водоизмещение - 20 т., двигатель - 2000 л.с., скорость - 47 узлов, 2 торпедных аппарата, 20-мм. пулемет, 6 глубинных бомб, дымаппаратура), а потом 15 (впоследствии их число возросло до 20) немецких самоходно-десантных барж конструкции Зибеля. Баржи (или паромы, как принято их называть в отечественной историографии) имели водоизмещение 144 тонны, их осадка составляла не более 1 метра. Представляли они из себя катамараны, состоящие из двух понтонов, соединенных широким помостом с бронированными надстройками. Баржи делились на легкие и тяжелые. Вооружение тяжелых паромов состояло из трех 88 мм. орудий и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов, легкого - из одной 37 мм. пушки и двух 20 мм. многоствольных зенитных пулеметов. Два двигателя суммарной мощностью 1500 л.с., обеспечивали скорость до 10 узлов. Принадлежали эти баржи “Люфтваффе», а командовал ими непосредственно полковник Фриц Зибель.
Командующий ЛВФ контр-адмирал Чероков В. С
Столь серьезное усиление группировки противника на озере заставило советское командование предпринять ответные меры. Были введены в строй несколько новых кораблей, основаны береговые батареи. Одной из таких батарей стала 3-орудийная 100-миллиметровая под № 473 на острове Сухо, остров, сыгравший немалую роль в войне на Ладоге и в обороне Ленинграда.
Этот небольшой островок, имеющий размеры 90 на 60 метров был насыпан по приказу Петра I. По легенде при прохождении Волховской губы его ял сел на мель, а он воскликнул: «Тут же сухо!», после чего велел основать остров на месте имеющееся отмели. Остров получил форму неправильной подковы с небольшой бухтой. Вход в бухту был построен с юго-востока, так как восточный ветер дует тут редко. В 1825 году на острове было воздвигнуто здание маяка, а в 1891 году маяк был перестроен и переоборудован. Остров находится примерно в 25 километрах от Новой Ладоги, а его координаты (GPS N 60°24'29.2" E 32°05'18.6")
Чем же так известен этот небольшой островок, затерянный на просторах огромного озера, чем же необычен, в чем его тайна. Известен Сухо, конечно же, тем боем, который произошел на нем 22 октября 1942 года. Я думаю, уместно будет рассказать сначала о сражении, а уж потом перейти к странностям и тайнам этой операции.
Итак, около 7 часов утра 22 октября 1942 года к острову Сухо подошел большой отряд, состоящий из семи тяжелых десантных, четырех легких, трех транспортных, одной штабной и одной санитарной барж, а также из семи десантных катеров — всего 23 судна. Все они были немецкие. Кроме того обеспечивать действия судов и десанта должны были около 15 самолетов, а также неподалеку должны были находиться итальянские и финские катера.
Итальянский торпедный катер на Ладоге.
Им противостоял гарнизон острова в составе около 100 человек под руководством старшего лейтенанта И. К. Гусева.
Около 7 часов 10 минут сигнально-наблюдательный пост на острове Сухо обнаружил в 30 кабельтовых (около 5,5 км) к западу большое количество крупных и мелких судов, шедших в строе фронта по направлению к острову. Пост принял их за советский караван, направлявшийся в Новую Ладогу. В 7 часов 15 минут суда, оказавшиеся кораблями противника, прикрывавшимися с воздуха шестью самолетами Ме-109 и двумя самолетами Ю-88, открыли сосредоточенный огонь по острову Сухо. Первыми же залпами противника была сбита антенна, и связь острова с командованием оборвалась. В 7 часов 17 минут командир батареи Гусев приказал открыть огонь по кораблям противника. Через минуту прямым попаданием 88-мм снаряда в маячное здание был разбит находившийся там командный пункт батареи, и орудиям пришлось далее вести огонь самостоятельно. К 7 ч. 30 м, видимость улучшилась, и состав сил противника был уточнен. Неприятельские корабли вели огонь из 88-мм орудий и большого числа, счетверенных 20-мм автоматов, Вскоре после начала боя на острове были разбиты все пулеметные гнезда, появились убитые и раненые, начался пожар. Наша батарея отвечала, и были отмечены попадания в десантные баржи, боты и катера, находившиеся вблизи острова. Усилив огонь, десантные баржи постепенно приближались к острову. В 7 часов 48 минут одна десантная баржа села на южный риф острова Сухо и с дистанции 5 кабельтовых (900 метров) была расстреляна огнем батареи. В 7 ч. 50 м. два самолета Ю-88 произвели бомбардировочный удар по западной части острова, но все бомбы упали в воду. В 8 часов 08 минут противник высадил на остров десант в количестве около 80 человек, больше им высадить не удалось из-за противодействия наших воинов. Сопротивлявшийся гарнизон острова энергично отражал высадку ружейным огнем, и часть вражеских ботов с десантом под воздействием огня с острова повернула обратно. Так как подступы к острову с озера еще не были минированы, не имелось проволочных заграждений, и не было вообще никаких других солидных инженерных сооружений, препятствовавших высадке, противнику удалось преодолеть огневое сопротивление гарнизона и высадить на берег десант в составе 50-70 человек. В 8 часов 20 минут десант противника окружил на острове дворики орудий № 2 и 3 с находившимся в них личным составом, и там начался рукопашный бой. Орудие № 1 и группа бойцов батареи, сигнально-наблюдательного поста и манипуляторного пункта, находившаяся в разрушенном здании маяка и в маячной башне, продолжали вести меткий огонь, оказывая сопротивление продвижению противника.
Командир гарнизона Сухо И.К. Гусев
Лейтенант Гусев, несмотря на 4 ранения руководил боем, и только 5 вывело его из состава.
Счастливой случайностью было то, что неподалеку от Сухо находилось 2 корабля Ладожской флотилии. Это сторожевой катер «МО-171» (командир — старший лейтенант В. И. Ковалевский) и Тщ-100 (командир — старший лейтенант П. К. Каргин). В послевоенных источниках было сказано, что они находились в дозоре, я же точных сведений об этом не нашел, так что считаю это счастливой случайностью. Эти корабли мужественно вступили в бой с превосходящими по численности и калибру противником, а главное в прямом эфире передали сообщение о нападении противника на Сухо. Об этом моменте в частности вспоминает командующий Балтийским флотом В.Ф. Трибуц в своей книге «Балтийцы сражаются»: «Мы с командующим флотилией В. С. Чероковым и командующим ВВС флота М. И. Самохиным находились в Морье, по дороге в Новую Ладогу, когда нам доложили, что противник со своих быстроходных катеров и десантных барж обстреливает батарею острова Сухо. Отдав приказание начальнику штаба авиации флота о подъеме штурмовиков в воздух, мы поспешили в Новую Ладогу. Командир военно-морской базы Осиновец капитан 1 ранга А. Г. Ванифатьев получил приказ выслать корабли навстречу отряду противника».
Командир тральщика Тщ-100 старший лейтенант П. К. Каргин
До прихода помощи героически и очень умело принял бой командир МО-171. Он не только вел артиллерийскую дуэль с 8 судами противника, но также смог прикрыть дымовой завесой более тихоходный ТЩ-100, а также сбил один самолет противника. Впоследствии один из этих геройских кораблей (ТЩ-100) был установлен в качестве памятника в Новой Ладоге.
Памятник тральщику ТЩ-100
Наконец примерно в 9 часов по вражеским десантным судам нанесла удар наша авиация, а спустя 20 минут противник был полностью выбит с острова, часть десанта была эвакуирована, часть окружена и блокирована на острове. По немецким источникам потери десанта составили 18 человек убитыми, 57 раненными, 4 пропавшими без вести. Наши источники говорят о 40 убитых и 6 взятых в плен. Наши потери: убитых - 8 человек, тяжелораненых - 16, легкораненых - 7 человек. Кроме того был захвачена одна из барж Зибеля (первая за всю войну). Под названием АКА ДБ-51она была включена в состав флотилии и успела даже отметиться в боевых действиях
Наш флот и авиация еще несколько часов атаковали соперника, благо скорость Зибелей была невысока. Нами было заявлено всего о потоплении или повреждении судов противника и 12 самолетов. Наши потери составили 2 самолета. Таким образом, эта операция стала самой успешной операцией Советского флота за всю войну. Численность потерь с немецкой стороны естественно оспаривается западными историками, например количество потерянных нами самолетов они оценивают в 6.
Вот такая вот история. А вот теперь несколько слов стоит сказать о тех странностях и загадках, которые были вокруг этой операции. Собственно говоря, возникает вопрос, зачем была проведена эта операция. При ответе на этот вопрос главенствуют 2 абсолютно противоположных мнения: 1) выраженное известным историком Н.И. Барышниковым в своих книгах. По его мнению, Сухо был ключевым местом в системе обеспечения продовольствием и боеприпасами осажденного города.
2) Штурм Сухо — это никому не нужная, и демонстрация присутствия немцев на Ладоге, имеющая своей целью подвигнуть финских союзников к более активным действиям.
Давайте рассмотрим обе эти точки зрения и попытаемся понять, насколько они вообще близки к действительности.
Начнем с мнения Барышникова. Вот отрывок из одной из его книг: «Летом и осенью функционировавшая Дорога жизни, по которой доставлялось продовольствие в Ленинград, являлась морской, поскольку грузы перевозились уже судами. Обеспечение охраны этого пути имело исключительно важное значение. В этом отношении ключевую роль играл небольшой остров Сухо, где находился военный гарнизон, обеспечивавший прикрытие водного пути из Кабоны в Ленинград». Рассматривая карту с ходу понимаем, что это полная ерунда. От острова Сухо до Кабоны километров 60 и уж водный путь, который мы назвали малым маршрутом Дороги жизни (Кобона-Осиновец), Сухо точно никак не прикрывает.
Трассы перевозок по "Дороге жизни" в 1942 году
Этот остров лежит на пути большого Маршрута Дороги жизни и является важным объектом на пути из Новой Ладоги в Осиновец. Однако на дворе конец 1942 года и Большой маршрут перестал играть ключевую роль в обеспечении Ленинграда. Гораздо удобнее снабжать осажденный город через Кабону, да и потом летом 42 по дну Ладоги был проложен трубопровод для перекачки топлива и еще кабель от восстановленной Волховской ГЭС, то есть перекрытие Большого маршрута к коллапсу перевозок не приведёт однозначно. Тем более к этому времени был отремонтирован Новоладожский канал, через который, несмотря на его маленькие размеры и мелководье, тоже можно было бы проводить суда. Давайте представим, что операция немцев достигла успеха, и они заняли остров. К чему это приведет? Менее чем через месяц на Ладоге встанет лед и соответственно провод кораблей по Большому маршруту прекратится сама собой и замрет. В общем то и все. Соответственно строить выводы, что вся операция была направлена на разрушении системы коммуникации между блокадным Ленинградом и Большой Землей, посредством занятия Сухо было бы абсолютно неправильно.
Рассмотрим вторую точку зрения. Якобы немцы демонстрировали «флаг» на озере, сделав небольшой набег и при возможности уничтожив островной маяк. Так ли было дело? Думаю, нет. Меня смущает в этой версии сразу несколько моментов. Во-первых, немцы разработали эту операцию, которой дали кодовое название «Бразиль» исключительно силами «Люфтваффе» без привлечения, как финнов, так и итальянских торпедных катеров. Катера эти «болтались» где то неподалеку, но задач им не ставилось, а значит, понятия об этой операции они не имели. То есть была необходимость в соблюдении строгой секретности, а также хорошее взаимодействия между судами, десантом и самолетами. Во-вторых, по имеющимся в наличии финским и немецким документам выход в ночь с 21 на 22 октября был не первой, а третьей попыткой проведения операции. Первая предпринималась 9, вторая 15 октября. 8 октября помешала непогода, а 15 суда не смогли сориентироваться на море и были вынуждены вернуться в порты. Не знаю как кому, а мне это очень странно. Есть такое впечатление, что своими действиями немцы хотели дезинформировать как советскую разведку, так и своих союзников. В третьих, посмотрите на состав сил. Для того чтобы провести легкий «набег» не обязательно было собирать такой мощный кулак, рискуя редкими и дорогостоящими баржами «Зиверта». Не стыкуется..никак. Весь ход войны, весь военный опыт показывал, что просто так немцы не стали бы рисковать столь крупными соединениями ради неясной цели.
Что у нас выходит по гамбургскому счету? А то, что бой у Сухо до сих пор полон загадок. То, что операция проводилась осознанно, то, что немцам нужен был этот остров именно в конце осени, для меня лично не подлежит сомнению. А вот для чего он был нужен — тут сплошная тайна. Я считаю, что немецким командованием замасливалась какая-то сложная многоходовая комбинация, и получение Сухо было одним из первых, но, тем не менее, важных ее этапов. Скорее всего, следующим этапом было бы уничтожение ремонтных баз ЛВФ в Новой Ладоге. Как бы там не было, благодаря исключительному мужеству советских моряков, летчиков и солдат эта операция была сорвана! Несколько фамилий этих мужественных бойцов история сохранила для потомков старшие лейтенанты И. Гусев, В. Ковалевский и П. Каргин, старший сержант В. Баскаков, сержанты Ф. Мишуков и П. Пугачев, старшина Мартынов.
Пройдет еще немного времени и «Дорогу жизни» заменит «Дорога Победы», затем будет снята блокада Ленинграда, а 2 мая 1945 года наши войска заставят капитулировать Берлин.
Вечная слава героям!!!
Воспоминания
История Блокады Ленинграда. Остров Сухо
Этот героический эпизод довольно подробно описан в десятой главе романа "Балтийское небо" (Николай Чуковский, 1946-1953):
Когда Гусева вынесли на носилках из землянки и он понял, что его сейчас увезут с острова, он, видимо, огорчился. Слишком важная часть его жизни прошла здесь, среди этих голых камней. Поворачивая бледное свое лицо, с жадностью оглядывал он и старую башню маяка, и кирпичную трубу сгоревшего домика, в котором он жил, и разбитые снарядами брустверы, и каменистую землю, усыпанную осколками металла, и чаек, круживших над волнами. Здесь он, комендант этого маленького острова, работал, мечтал, учил, учился, сражался и, победил. И, глядя вокруг, он хотел, казалось, увезти остров с собой.