Рекин Николай Иванович
Рекин
Николай
Иванович
Младший лейтенант / Летчик-истребитель
1916 - 1981

История солдата

Год рождения: 1916
Место рождения: Казахская ССР, Акмолинская обл., г. Кокчетав
Член ВКП(б) с 1939 г.

Регион Республика Казахстан
Воинское звание Младший лейтенант
Населенный пункт: Кокшетау
Воинская специальность Летчик-истребитель
Место рождения Казахская ССР, Акмолинская обл., г. Кокчетав
Годы службы 1937 1948
Дата рождения 1916
Дата смерти 1981

Боевой путь

Боевое подразделение 863 ИАП 230 шад, 116 ИАП 10 шак 3 УкрФ, 116 иап 295 иад

в РККА с 10.1937 года
Звание: мл. лейтенант 
Место призыва: Липовецкий РВК, Украинская ССР, Винницкая обл., Липовецкий р-н

Воспоминания

К 60-летию Великой Победы

Привожу без изменений и правок текст, написанный моим отцом, Николаевым В.И., для газеты "2000" (Украина) в 2006 году. Текст был опубликован в сокращённом виде, и доступен здесь: http://www.2000.ua/v-nomere/svoboda-slova/ekspertiza_svoboda-slova/spasitelnaja-sila_arhiv_art.htm
Текст отец составлял по памяти, потому информация может быть неточной.



Памяти летчика 116-го Измаильского орденов Суворова и Кутузова
истребительного авиаполка 295 авиадивизии 17-й воздушной армии
ст. лейт. Николая Ивановича РЕКИНА



Почему я живой?!
Я должен быть мертвый!!



Моему двоюродному брату Н. Рекину к началу войны было 25 лет, он окончил десятилетку, был не женат и шоферил где-то в Винницкой области. В неразберихе первых дней войны не смог прибыть на свой призывной пункт и пристал к войсковой части, еще сохранившей какую-то организацию. За четыре месяца кем только не был: просто красноармейцем, подносчиком снарядов, поваром, водителем автомобиля, водителем кобылы… Судьба была благосклонна к Николаю: не попал в плен, не был серьезно ранен, попал в группу солдат, которых отправляли… в летное училище (шофер, все-таки!). (К тому времени высшее командование Красной Армии все же поняло, что самолеты должны пилотировать не натасканные сержанты, а хорошо обученные офицеры.)



Николай вспоминал:



– Летное училище находилось в Армении, возле Ленинакана (Гянджи). Жрать было нечего. Мы всегда были полуголодные. (Он употребил именно это слово, хотя никогда им не пользовался. Как видно курсантам было очень уж "полу…".) Но бензина – хоть залейся! Самолеты – новенькие, инструкторы – умелые. Учили нас хорошо, и мы старались. Близость гор заставляла вырабатывать в себе смелую осторожность. Мы летали сколько было нужно плюс сколько хотели.



В начале марта 1943 г. в училище прибыл большой генерал отбирать летчиков в свою часть. Хлопцы по очереди показывали, что умеют. Показать было что.



Взлетел и я. Выполнил обязательную программу – накрутил положенные фигуры высшего пилотажа, а перед самой посадкой решил: "Да будь что будет! Покажу все, что умею!". Захожу на посадку, выпустил шасси, но не сел, а пролетел над всем аэродромом так, что от колес до земли было около метра, да еще над тем местом, где стоял генерал со свитой. Уложил их всех на землю! Потом набрал высоту и от души проделал все, что могу сверх всяких программ. Наконец сел. Иду к генералу докладывать. А он вне себя от ярости, трясет кулаками:



– Кто такой!? (Трам- тара-рам!)
– Младший лейтенант Рекин!
– Трам-тара-тара-рам! Ты что себе позволяешь!! Тара-рам!! Хулиган!! Трам-трам!! – пауза, поворачивается к свите: – Этого (трам-трам!) в мой список первым номером!



Так я оказался в 116-м ИАПе где и провоевал до Победы.



Листаю "Летную книжку" Николая: звание – старший лейтенант, должность: зам. командира эскадрильи. Записано все: когда вылетал, для чего, как выполнил задание, сколько часов налетал и т.д. 155 боевых вылетов, сбил 6 самолетов противника в одиночных боях, 5 – в групповых. Вопросительно смотрю на Николая… Он с улыбкой продолжает:



– В полку у меня была специальность – аэрофоторазведка. Участвовать в боях мне запрещалось категорически. Участвовал, конечно. И даже имел за это взыскания. Моей обязанностью было прорваться сквозь ПВО объекта, что надо увидеть, сфотографировать (для верности – дважды) и унести ноги. Несколько раз меня для доклада вызывал сам командующий фронтом: "Ты сам видел? Точно? Не показалось? Не ошибаешься?" Я держался принципа "что видел – о том докладываю, чего не видел – о том не докладываю". Никаких "предполагаю", "возможно" и пр. (Необходимое пояснение. Н. Рекин был человек резкий, даже несколько циничный, разумеется, в рамках допустимого. Лжи не терпел. Даже к оправданной лжи во спасение относился с неприязнью.)



(Листаю "Летную книжку" дальше. Награды: орден Отечественной войны 2-й степени, 1-й степени, орден Красной Звезды, медали…)



– Уйти из зоны ПВО иногда было труднее, чем в нее прорваться. Немцы прекрасно понимали, что делает одиночный самолет возле переправы или оборонительной позиции. Меня трижды сбивали. Самый тяжелый случай был третий.



О нем Николай рассказывал нашим матерям так:



– Сбили меня в низовьях Дуная. Выпрыгнул с парашютом и плюхнулся в воду. Пока освободился от него, комбинезон заполнился водой. А на мне много чего было навешано. До кустов на берегу вроде недалеко – если сверху смотреть, а в комбинезоне – не доплыть. Глубины для судов – малые, а чтоб утонуть – с избытком. Держусь на поверхности, потихоньку гребу к берегу. Комбинезон тянет вниз. Устал, захлебываюсь. Совсем обессилел, наглотался воды и стал тонуть. В воде раскрыл глаза – вокруг абсолютная чернота (речная вода – мутная), дна нет. Стало по-настоящему страшно! Стал молиться: "Мама!! Мамочка!! Спаси меня! Помоги! Не дай утонуть!!". Откуда только силы взялись – выплыл на поверхность, один-два раза глотнул воздуха, а сил не осталось совсем. Руки-ноги не двигаются, сознание меркнет. Тону. Последнее, что помню – какая-то сила тащит меня. Или показалось? Пришел в сознание на койке в медсанбате. Как туда попал - не знаю! Через неделю я в полку. Получаю задание на вылет. Все нормально: руки-ноги-ребра целы, голова соображает, и война не кончилась.



Насчет "какой-то силы" стало ясно через тридцать лет – в 1974 году. В тот год 116-й ИАП праздновал освобождение Измаила вместе с моряками бригады бронекатеров Дунайской флотилии: роды войск разные, но воевали в одних местах!



Выступает лейтенант Александр Синявский, командир бронекатера БК-233:



– В такой-то день мы патрулировали там-то и видели, как два немецких самолета сбили наш. Летчик выпрыгнул с парашютом и сел на воду. Мы – к нему. И недалеко вроде да надо обойти остров. Пока пришли на место, на воде – никого. Как видно опоздали! Утонул. Нет!! Показалась на миг голова и исчезла! Мы – к этому месту. Долго шарили в воде отпорными крюками, наконец зацепили что-то мягкое и тяжелое. Вытащили на палубу – летчик! Наш! Но не дышит. Стали его откачивать, вызвали по рации катер на подмогу. Наконец летчик сделал вдох. Но по-прежнему без сознания. Мы передали его на другой катер, а сами пошли выполнять задание. Может быть летчик был ваш или вы что-то знаете об этом случае?



(Об этой встрече моряков и летчиков упоминалось в газете "Советский Измаил" за 28 авг. 1979 г. Однако события изложены не так как рассказывал Н. Рекин. Я держусь версии Рекина.)



Рекин:
– Так это ты меня из воды вытащил?!
Синявский:
– Выходит это я тебя тогда тащил?!
Радость видевших это была неописуемой.



Однажды спрашиваю Николая:



– Как ты встретил день Победы? Что ты чувствовал? Что ты делал?
– Никак не встретил. Проспал.
– ?!?!
– Лет эдак через 20 после Победы на одной из встреч с однополчанами стали вспоминать кто да что делал 9 мая. Комполка…командир эскадрильи… механики… летчики… Летчик Купцов вообще отличился!! От радости все просто ошалели!! А я сижу, смотрю на лица и ничего вспомнить не могу! Рядом сидят оружейницы Кима и Аня. Я к ним: "Девчата! В чем же дело!? Почему я ничего не помню?! Ну совсем ничего!". А они смеются: "Ты и не можешь помнить. У тебя была истерика." – "Что-о-о!? Да у меня никогда никаких истерик не было!!"



– Была. Дело было так. Мы тогда были в Австрии. 9 мая в 8 утра мы стояли группой возле твоего самолета. Видим: бежит посыльный из штаба и кричит: "Победа! Победа! Вчера Германия подписала капитуляцию!! Война кончилась!!". Мы так долго ждали этой вести, что в первые секунды растерялись. Когда до тебя дошло, ты тут же упал на траву, стал кататься, плакать навзрыд и кричать: "Почему я живой?! Почему я живой!! Я должен быть мертвый!! Я должен погибнуть!! Мои товарищи мертвые, а я живой!!" и т.д. и т.п. Мы тебя трясли, уговаривали, брызгали водой чтобы привести в чувство – бесполезно! Вызвали врачей из медсанчасти. Они накачали тебя успокоительными и снотворными и увезли к себе. Там ты и проспал беспробудно 9 и 10 мая. А 11 мая был опять в полку и праздновал-куролесил уже со всеми. Мы тебе об этом никогда не напоминали – вдруг ты обидишься. Думали, что ты хоть что-то помнишь.



Уже после смерти Николая (1981 г., сердце подвело) его оружейница Анна Давыдовна Лернер (Аня) дополнила рассказ:



– В марте 1945 г. в полку появились странные отказы техники: вылетает летчик на задание, а через 20-30 минут возвращается. Аэродромная обслуга к нему: "В чем дело?" – "Двигатель работает неустойчиво! (или "пулеметы заело", или "связь пропадает" и т.п.)". Проверяем – все нормально! Такие отказы не были массовыми, но и исключительно редкими – тоже. В причинах разобрались быстро: никто не хотел умирать в последние дни войны, сдавали нервы не только у молодых летчиков, но и у тех, кто провоевал и два, и три года и неоднократно был награжден. Пришлось командованию принимать меры. На ЛА-5 у Рекина таких отказов не было, двигатель всегда работал ровно, пулеметы-пушки – стреляли и связь не пропадала, и вообще матчасть была в идеальном состоянии.



После демобилизации в 1948 г. и до ухода на пенсию в 1976 г. Н. Рекин работал в уголовном розыске в Зализнычном РОВД г. Киева. Работал как воевал: честно и с умом, за что в мирное время был награжден вторым боевым орденом Красной Звезды.



Так в военное и в мирное время служил Отечеству мой брат Николай Иванович Рекин. Я им горжусь.



Об одном горько сожалею: я слишком долго пребывал в состоянии молодого близорукого оптимизма, жил будущим и недостаточно интересовался прошлым. Потом-то поумнел, но расспрашивать уже было некого.



В.И. Николаев

Награды

Орден Красной Звезды - 33/н 15.10.1943

Орден Красной Звезды - 33/н 15.10.1943

Документ о награждении:

Участвует в отечественной войне в составе 863 ИАП с августа 1943 года. За это время его звено произвело 111 боевых самолётовылетов на самолёте ЛАГГ-3, из них: 92 боевых вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков ИЛ-2, 15 боевых вылетов на сопровождение ИЛ-2 со штурмовкой зенитных точек и войск противника и 4 боевых вылета на разведку. Провело 12 воздушных боёв, сбито 3 “ME-109”.

Лично произвёл 32 боевых вылета на самолёте ЛАГГ-3, из них: 29 боевых вылетов на сопровождение ИЛ-2 с фотографированием и со штурмовкой зенитных точек и войск противника, 2 боевых вылета на сопровождение и прикрытие штурмовиков ИЛ-2 и один боевой вылет на разведку с фотографированием. Провёл 7 воздушных боёв.

Все задания по фотосъёмке выполнил хорошо. Сопровождая штурмовиков, задание выполняет отлично, штурмовики потерь от самолётов противника не имели.

При выполнении боевого задания проявил мужество и отвагу:

19.9.1943 года при сопровождении группы ИЛ-2 в состав 4-х ЛАГГ-3 будучи ведущим группы в районе ТЕМРЮК снижаясь до бреющего полёта производил штурмовку огневых точек и войск противника находящихся на баржах, чем создавал возможность штурмовикам вести прицельный огонь по баржам. Действиями штурмовиков была потоплена одна баржа.

20.9.1943 года при сопровождении группы ИЛ-2 в составе 4-х ЛАГГ-3 будучи ведущим у высоты 122 в районе ТЕМРЮК производил штурмовку зенитных точек, живой силы и техники противника, расчищая путь штурмовикам и наземным частям.

22.9.1943 года имея задачу сфотографировать результаты действий штурмовиков по разрушении переправы через реку Кубань, прикрывая группу ИЛ-2 в составе 2 ЛАГГ-3, будучи ведущим в р-не ТЕМРЮК вёл воздушный бой с 4 “ME-109”. В неравном бою все атаки истребителей противника были отбиты. Самолёт тов. РЕКИНА огнём ЗА противника был подожжён. Стремясь доставить важный фотодокумент, напрягая все силы довёл горящий самолёт до своей территории и только убедившись, что сбить пламя нельзя и посадка не возможна, покинул самолёт выпрыгнув с парашютом, вечером прибыл в полк. На следующий день снова выполнял боевые задания.

(http://podvignaroda.mil.ru/?#id=18094591&tab=navDetailManAward)

Орден Отечественной войны I степени - 24/н 15.05.1945

Орден Отечественной войны I степени - 24/н 15.05.1945

Документ о награждении:

Тов. РЕКИН принимает участие на фронте Отечественной войны с ноября 1943 по октябрь 1943 год на Северо-Кавказском фронте и с апреля 1944 года на 3-м Украинском фронте в составе полка. За этот период произвёл 88 боевых вылетов с налётом 74 часа, из них: на сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков 39 боевых вылетов, на разведку и штурмовку войск противника 37 боевых вылетов, на прикрытие наземных войск со штурмовкой 12 боевых вылетов. Провёл 1 воздушный бой безрезультатно. Летает смело и уверенно. Отлично и с большой любовью выполняет задачи на разведку, водит группы в глубь территории противника на 1000-150 км, доставляя командованию ценные данные. Несмотря на сильное противодействие ИА и ЗА противника и плохие метеоусловия тов. РЕКИН пробиваясь через все преграды – точно выполняет задачи.

20.3.45 года, ведущий РЕКИН, парой Ла-5 производил разведку войск и аэродромов противника в районах ВАРПАЛОТА, ВЕСТПРЕМ, метеоусловия сильная дымка, видимость 1 км, несмотря на это задачу выполнил, доставил ценные данные о направлении отхода противника и количество его.

10.4.45 года 2 Ла-7, ведущий РЕКИН, вел разведку войск противника по дорогам и переправам через реку Дунай на участке Вена-Кремс-Санкт-Пельтен в сложных метеоусловиях доставил ценные данные разведки переправ и установил, что противник, западнее Вены пытался форсировать реку Дунай. Особенно отлично выполнял боевые задачи в период Венской операции, делал по 304 вылета в день. В своей личной дисциплине исправился. При выполнении задач на штурмовку и разведку уничтожил 6 автомашин, подавил огонь 3-х точек ЗА.

Своей боевой работой доказывает преданность делу партии ЛЕНИНА-СТАЛИНА и Социалистической родине.

(http://podvignaroda.mil.ru/?#id=38901946&tab=navDetailManAward)

Орден Отечественной войны II степени - 119/н 01.10.1945

Орден Отечественной войны II степени - 119/н 01.10.1945

Документ о награждении:

Тов. Рекин участник Отечественной войны с июня 1943 года и до конца войны – мая месяца 1945 года.

За время участия в Отечественной войне совершил 131 боевых вылетов с попутным бомбометанием и штурмовкой живой силы и техники противника. Произведено 40 вылетов на сопровождение ИЛ-2, патрулирование над полем боя 16 вылетов и 75 вылетов на разведку войск и техники противника.

Тов. РЕКИН своими боевыми действиями по войскам и технике противника уничтожил: сжёг и разбил 6 паровозов, 10 ж.д. вагонов и 1 ж.д. эшелон с боеприпасами. Сжёг и разбил гружёных 25 автомашин и 10 повозок, уничтожил 3 батареи ЗА, рассеял и частично уничтожил до 90 солдат и офицеров противника.

Сбросил на головы противника 72 авиабомбы, израсходовано штурмовыми действиями 17100 снарядов «ШВАК». Провёл 6 воздушных боёв, произведённые бои – группой было сбито 3 самолёта противника 2 Ме-109 и 1 ФВ-190.

Руководимое тов. РЕКИНЫМ звено в воздушных боях сбило 9 самолётов противника. В боевой работе проявил мужество и отвагу. В воздушных боях с противником смел и вынослив.

Тов. РЕКИН, как командир звена, пользуется большим авторитетом среди своих подчинённых. Его звено является лучшим звеном в подразделении.

(http://podvignaroda.mil.ru/?#id=27688103&tab=navDetailManAward)

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: