Бойков Виктор Георгиевич
Бойков
Виктор
Георгиевич
Лейтенант. / военный лётчик морская авиация Северного флота
16.09.1922 - 19.12.1982

История солдата

Мой отец - Бойков Виктор Георгиевич был очень скромным человеком и о войне  ничего не рассказывал. Поступил в  Бугурусланское училище гражданской авиации . ускоренный выпуск . Воевал на Севере. служил в военно-морской авиации.Боевые награды  были. но он их и не носил. После войны проработал всю свою оставшуюся  жизнь в Гражданской авиации  в Кокчетавском аэропорту .Во время войны служил на Севере. Сохранились фото с аэродрома  Гремихи (Качаловки).Про войну рассказывал мало, было известно,что летал на самолетах,сопровождавших и охранявших конвои союзников от подводных лодок противника. Летал с Аэродромов Севера - Йоканьга, Ягодник, Канин Нос. Североморск, Мурманск и Архангельск . Сохранились фото времен ВОВ. На одной их них его сфотографировали для газеты на фоне его самолета перед боевым вылетом. Управлял как нашими самолетами так и самолетами союзников - точно известно , что летал на Пе-3 и «Харрикейн»

Про аэродромы времен войны.
Йоканьга Качаловка – 67°59'12.39"N 39°50'02.05"E аэродром на правом берегу реки Иоканьга. Построен после начала войны. В 1943 году на нем базировались эскадрильи 53 САП ВВС СФ.
Имел металлическое покрытие ВПП. Прекратил функционирование в 50-х годах.

Йоканьга сухопутный – 67°59'45"N 39°41'41"E аэродром на берегу Йоканьги. Обслуживала вспомогательная 35-я авиабаза. 1 полугодие 1943 г.
Создание сухопутного аэродрома началось весной 1942 г. К 18 июня 1942 г. площадка была подготовлена, а уже 24 июня 1942 г. на эту площадку прибыли пять истребителей И-153 для прикрытия конвоя IW-52. Скорее всего, это были самолеты 6 ИАБ.
К сентябрю 1942 г.на аэродром было доставлено и смонтировано специальное аэродромное оборудование и с сентября 1942 года сухопутный аэродром Йоканга начал полноценное функционирование.

Йоканьга морской – 67°57'40.18"N 39°37'08.99"E гидроаэродром на озере Йоканьгском. Обслуживала вспомогательная 35-я авиабаза. Был создан в 1941 году после начала войны.
Из «Хроники Великой Отечественной войны на Северном театре». Зимой 1941-1942 годов на льду Йоканьгского озера был сооружен временный аэродром. 29 января 1942 г. на нем приземлились 4 истребителя И-15 и 4 гидросамолета МБР-2. 14 марта 1942 года поднятый по тревоге истребитель повредил немецкий самолет-разведчик. Весной 1942 г. ледовый аэродром подтаял и 16 апреля самолеты вернулись в места постоянного базирования.
Летом 1942 г. на этом гидроаэродроме велись работы по подготовке одного (по другим данным двух) спусков для гидросамолетов. Емкость гидроаэродрома была 1 АЭ.
На этом гидроаэродроме базировались самолеты и в 1 полугодии 1943 г.Командование базы, одновременно с боевыми действиями, осуществляло работы по обустройству. 16 июня 1942 года в Иоканьге завершили строительство взлетно-посадочной полосы и стояночной площадки с канонирами для колесных самолетов. 6 июля из Ваенги перелетели девять самолетов И-153, и база стала обладать собственной авиацией.
На новом аэродроме в Поное одновременно могло базироваться до 15 истребителей типов Пе-3 и Р-40 «Киттихаук».
В Иоканьге построили гидродром, где разместились шесть летающих лодок МБР-2, а в дальнейшем - полученные по лендлизу PBN-1 «Каталина».
По мере укрепления авиационного парка базы, его возможности возрастали. Так, например, в четвертом квартале 1944 года самолеты базы выполнили 193 самолето-вылета на разведку и поиск подводных лодок противника, в том числе: самолеты МБР-2 с Моржовца - 54, Р-40 «Киттихаук» с Поноя - 83, И-153 с Иоканьги - 33, МБР-2 с Иоканьги - 50, PBN-1 «Каталина» с Иоканьги - 32.

В 1944 году для целей противолодочной обороны Иоканьгская ВМБ получила новые гидросамолеты PBN-1 «Каталина», но они существенного вклада в ПЛО базы не внесли, так как поступили поздней осенью 1944 года, когда пик активности подлодок противника спал, а пилоты только начали осваивать новый для них театр. Похожая история случилась с истребителями Р-40 «Киттихаук»: эти самолеты подразделения ПВО базы получили, когда острая нужда в них уже миновала, поскольку в 1944 году авиация противника понесла большие потери, частично была передислоцирована на советско-германский сухопутный фронт и на севере активности против базы не предпринимала.

Во время прохождения союзных конвоев на аэродромы Иоканьгской ВМБ перебазировались с Главной базы СФ и Архангельского военного округа самолеты типов Ил-4 и Пе-3, которые только в четвертом квартале 1944 года выполнили 36 самолето-вылетов. ( из книги "Три сестры Беломорской флотилии"Книга Щедролосева В.В. "Три сестры Беломорской флотилии". Издательство "ЛеКо", Санкт-Петербург, 2006 г.
Рассказывает о жизни и боевой деятельности Йоканьгской вмб в годы войны. Есть там информация и об авиационной военной Гремихе. Советую почитать.
Спасибо Константину Емяшеву за информацию об этой книге!
Во время войны Йоканьгская вмб входила в состав Беломорской военной флотилии, а в неё в свою очередь, входило побережье Горла Белого моря с аэродромом Поной. http://eknigi.org/voennaja_istorija/110 ... tilii.html

Регион Республика Казахстан
Воинское звание Лейтенант.
Населенный пункт: Кокшетау
Воинская специальность военный лётчик морская авиация Северного флота
Место рождения Казахстан
Годы службы 1941-1945
Дата рождения 16.09.1922
Дата смерти 19.12.1982

Боевой путь

Плен Архангельск
Канин Нос
Военный аэродром Качаловка
Мурманская область

Возможно эта статья - "Авиация Беломорской Военной Флотилии (ВВС БелВФ)" http://www.airaces.ru/stati/aviaciya-be ... belvf.html уже обсуждалась на форумах. Интересна она хотя бы тем, что в ней упоминаются малоизвестные аэродромы, которые использовала авиация БВФ.

На 8 сентября 1941г. группа полковника И.П. Мазурука ( 2-я АГ ГУСМП - мое прим.) насчитывала 22 самолета и дислоцировалась:

- аэродром Нарьян- Мар, аэродром Усть-Цильна - 3 И-153, 2 СБ, 1 ДБ-3;
- аэродром Шойна - 1 ДБ-3;
- аэродром Амдерма и оз. Тоендо - 3 И-153,2 ТБ-3, 1 СБ, 1 ГСТ;
- аэродром Мезень - 2 DC-3, 1 ТБ3;
- аэролдром Малые Кармакулы(о.Новая Земля) - 1 ГСТ;
- аэродром Русская Гавань (о.Новая Земля) - 1 ДБ-3;
- аэродром Губа Белушья (о.Новая Земля) - 3 "Дорнье Валь" ГУСМП;


1. а. Усть-Цильна ( моя ред. Усть-Цильма );
Координаты сельского поселения Усть-Цильма N65.433889 E52.150833. По свидетельствам очевидцев действующий сегодня аэродром МВЛ находится рядом с поселением.
2. а. Амдерма и оз. Тоендо.
Скорее всего речь идет об озере Тоин То и совмещенных сухопутном и гидро аэродромах.
3. а. Русская Гавань 
Координаты взяты по полярной станции - N76.188333 E62.588889.



16-й ОТАО в составе 3-й АГ на 6 ноября 1942г. базировался на аэродромах Ягодник, Мезень, Нарьян-Мар, Амдерма, Губа Белушья, Северодвинск.


а. Северодвинск ( он же Молотовск ) - координаты N64.615232 E39.817801 ( взяты у DAD 67 ) располагался на острове Ягры севернее тогдашнего г.Молотовска.

В 1933 г. командованием ВМФ было принято решение о воссоздании Северной военной флотилии (с мая 1937 г. — Северного флота). Это послужило толчком создания в ней авиационных структур.

7 июня 1934 г. Совет Труда и Обороны СССР принял постановление «О развитии военно-морских баз и аэродромов Морских Сил Севера». Главной базой флотилии был выбран поселок Полярный, тыловой — губа Ваенга (Грязная), судоремонтной — Мурманск. Постоянный аэродром Морской Авиации должен был находиться в губе Грязная (ныне — пос. Сафоново), с последующим его расширением в Росляково и Чалмпушку.

Официальной датой создания ВВС СФ считается 18 августа 1936 г. Тогда был подписан приказ НК ВМФ о перебазировании на Север первого авиационного подразделения — 7-го отдельного морского разведывательного авиационного звена, из 105-й авиабригады ВВС БФ (3 МБР-2 под командованием ст. лейтенанта В.П.Степанова).

Морской ближний разведчик МБР-217 сентября 1936 г. 7-е ОМРАЗ по железной дороге было доставлено из Ленинграда в Мурманск. Первые вылеты в Заполярье самолёты МБР-2 звена произвели после их сборки в июле 1937 г. Позднее, с поступлением авиационной техники и личного состава, авиазвено переформировали в 29-ю МБРАЭ (позже переименованную в 45-ю ОМБРАЭ). Это была первая авиационная часть будущих ВВС СФ.

В августе 1939 г. вводится должность командующего ВВС СФ, на которую назначается комбриг А.А.Кузнецов (с 04.06.1940 г. — генерал-майор авиации).

В отличие от ВВС других флотов, на Севере процесс перехода на новую оргштатную структуру произошёл на год позднее: 16 сентября 1939 г. приказом НК ВМФ СССР №00124 на базе 45-й ОМБРАЭ формируется 118-й морской ближнеразведывательный авиационный полк ВВС СФ.

Начавшаяся вскоре советско-финская война показала, что одной разведывательной авиации в составе флота недостаточно . Поэтому в конце декабря из Белорусского особого военного округа на Север прибыли две истребительные авиационные эскадрильи самолётов И-15бис и И-16, а также эскадрилья скоростных бомбардировщиков СБ. Приказом НК ВМФ от 23.12.1939 г. из них был сформирован 72-й смешанный авиационный полк ВВС СФ. В ходе короткой, но ожесточённой Зимней войны авиация Северного флота выполняла воздушную разведку, наносила бомбоштурмовые удары, осуществляла прикрытие пунктов базирования флота и аэродромов от возможных ударов с воздуха. Учитывая незначительные силы противника на ТВД, части ВВС СФ потерь не имели.

К началу Великой Отечественной войны Авиация СФ была самой малочисленной, по сравнению с ВВС других флотов. На 22 июня в её составе имелось четыре авиационные части и 116 боевых самолётов, в том числе:

118-й морской разведывательный авиационный полк— 35 МБР-2 и 7 ГСТ;
72-й смешанный авиационный полк — 49 истребителей (в том числе: 28 И-15бис, 17 И-153, 4 И-16) и 11 бомбардировщиков СБ;
49-я отдельная морская разведывательная авиаэскадрилья — 10 МБР-2;
24-е отдельное авиационное звено связи (БелВМБ) — 2 МБР-2;
34-е отдельное санитарное авиационное звено — 2 МБР-2.
Минно-торпедной и штурмовой авиации в это время в составе ВВС СФ не было. Обслуживали авиачасти ВВС СФ 15-я и 30-я авиабазы.

Все эти силы располагались только на одном сухопутном аэродроме (в пос. Ваенга) и трёх гидроаэродромах (в губе Грязной в районе Североморска, на оз. Холмовское под Архангельском и на Большом Соловецком острове). Имеемых сил и аэродромов было явно не достаточно, чтобы противостоять натиску Люфтваффе, поэтому были приняты безотлагательные меры по усилению авиационной группировки в Заполярье: В связи с недостаточным количеством бомбардировщиков в составе ВВС СФ, НК ВМФ 3 июля 1941 г. приказал Военному Совету Балтийского флота немедленно перебазировать на Север эскадрилью самолётов, в составе 9 СБ, и к 15 июля сформировать из них ещё одну бомбардировочную эскадрилью в составе 72-го САП. В этом же месяце в 72-й САП от промышленности было передано 6 самолётов Пе-2, вошедших в 5-ю бомбардировочную эскадрилью полка. Тогда же на Север прибыло 10 самолётов МиГ-3 от промышленности и 22 И-16 — из других частей ВВС ВМФ, а в августе — ещё 10 И-153 из ВВС ЧФ.

7 июля 1941 г. НК ВМФ приказал перебазировать одну эскадрилью самолётов МБР-2 118-го ОМРАП из губы Грязной на о. Моржовец, а звено из её состава — в Йоканку1.

29 июля 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что в составе ВВС флота имеется всего 20 современных истребителей, которые неспособны выполнять все поставленные задачи. В свете этого, была высказана просьба в срочном порядке поставить на флот дополнительно истребители любого типа.

К 15 августа 1941 г., согласно приказу НК ВМФ, Беломорская Военно-морская база была переформирована в Беломорскую военную флотилию, с подчинением Военному совету СФ. В её состав была передана 49-я ОМРАЭ и 24-е ОАЗСВ. Кроме того, Морская Авиация на Севере пополнилась ещё одним объединением, решающим задачи в её интересах. Из экипажей и самолётов Полярной Авиации была сформирована 2-я авиационная группа главного управления Севморпути (ГУ СМП), под командованием ГСС полковника И.П.Мазурука. Штаб авиагруппы размещался в Архангельске.

1 сентября 1941 г. Военный Совет СФ доложил Наркому ВМФ, что для выполнения плана ПЛО и обеспечения проводки конвоев, помимо других средств, требуется усиление ВВС СФ 15 самолётами Че-2.

8 сентября 1941 г. в Североморск прибыли 24 самолёта «Харрикейн» 151-го авиакрыла RAF, которые перелетели туда с английского авианосца «Аргус».

12 сентября 1941 г. с Балтики, из 1-го МТАП было перебазировано авиационное звено самолётов ДБ-3ф, возглавляемое И.Я.Гарбузом. Эти три машины также вошли в состав 72-го САП и положили основу минно-торпедной авиации Северного флота СССР. Уже 15 сентября состоялся первый боевой вылет самолётов ДБ-3ф.

В сентябре 1941 г. с Балтики прибыла 22-я ОМРАЭ самолётов Че-2 (МДР-6). Она была включена в состав 118-го МРАП ВВС СФ.

11 октября 1941 г. НК ВМФ приказал сформировать к 25 октября в составе ВВС СФ истребительный полк, вооружённый английскими самолётами «Харрикейн». Командиром полка был назначен Герой Советского Союза капитан Б.Ф.Сафонов. К установленному сроку был сформирован новый 78-й ИАП, основу которого составили опытные пилоты 72-го САП ВВС СФ.

23 октября 1941 г. Военный совет СФ обратился к командованию Архангельского военного округа с просьбой усилить ПВО в горле Белого моря и перебазировать на аэродром Поной 6-9 истребителей. На это особо указывало английское Адмиралтейство. На данную просьбу из состава ВВС АрхВО было выделено 3 И-153, которые перебазировались на данный аэродром.

К 13 ноября, в связи с нехваткой бомбардировщиков в составе ВВС СФ, были вооружены 10 самолётов У-2, на которые установили пулемёты и бомбодержатели. Эти самолёты предназначались для действий ночью и сложных метеоусловиях, когда применение других самолётов было затруднено. Практически сразу после окончания перевооружения самолёты У-2 стали использоваться как ночные бомбардировщики.

19 ноября 1941 г. командующий Карельским фронтом, в связи со сложившимся крайне тяжёлым положением на Кестеньгском направлении, потребовал от командующего СФ перебросить туда 9 истребителей из состава ВВС СФ. Командующий СФ донёс командующему Карельским фронтом, что, в соответствии с его приказом, на оборону ВМБ Йоканка была переброшена группа истребителей «Харрикейн», но попросил отменить приказ о переброске истребителей в Кестеньгу, так как в Ваенге осталось всего 27 боеспособных самолётов. Командующий Карельским фронтом разрешил истребители туда не высылать.

17 декабря 1941 г. командующий СФ донёс НК ВМФ, что, в связи со сложной ледовой обстановкой, часть кораблей БелВФ оказались затёртыми во льдах и связь с ними затруднена. Самолёты МБР-2, из-за больших расстояний, не могли выполнять эти функции, а самолётов СБ имелось очень ограниченное количество. Командующий СФ просил обязать командующего АрхВО выделить для целей разведки 2 самолёта СБ.

19 декабря 1941 г. приказом командующего СФ был установлен следующий состав авиационных полков ВВС СФ: 72-й САП — 1-я, 2-я, 3-я ИАЭ, 4-я и 5-я БАЭ; 118-й МРАП — 1-я и 2-я МБРАЭ, 3-я МДРАЭ.

По докладу Военного Совета СФ НК ВМФ, в составе бомбардировочной авиации ВВС СФ на 23 декабря оставалось всего 7 СБ, 2 ДБ-3 и один Пе-2.

23 марта 1942 г. из 4-го МТАП ВВС ТОФ на Север были переброшены ещё 6 ДБ-3ф, под командованием капитана Г.Поповича, которые, вместе с машинами, прибывшими раньше, составили 6-ю минно-торпедную эскадрилью 2-го гв. САП (так с января 1942 г. стал называться 72-й САП).

В марте 1942 г. на базе двух эскадрилий 2-го гв. САП был сформирован 27-й ИАП, вооружённый самолётами И-153, И-16 и «Харрикейн».

24 марта 1942 г. 4 Пе-3 95-го авиаполка и 3 ДБ-3 (из состава 4-го МТАП ВВС ТОФ) перелетели из Архангельска на аэр. Североморск.

Директивой Ставки ВГК №170405с от 21.05.1942 г., для обеспечения проводки каравана судов PQ-16 в Баренцевом море, командующему АДД генерал-лейтенанту авиации Голованову было предписано выделить в период с 22 по 29 мая 36-ю АД ДД, с перебазированием её на аэр. Ваенга. Дивизии была поставлена задача — в указанный период систематически разрушать аэродромы: Бардуфосс, Стермоен, Тромсё, Гаммерфест. Для прикрытия бомбардировщиков предполагалось использовать истребительную авиацию ВВС СФ, Карельского фронта и ПВО, базирующуюся в районе Мурманска. Подобная задача 36-й АД ДД ставилась в последующем в сентябре-октябре 1942 г. и в ноябре 1943 г. — январе 1944 г.

С 23 по 26 мая 1942 г. 40 ДБ-3ф и 4 ПС-84 36-й АД ДД перелетели из Ярославля на аэр. Ягодник, а в последующем — на аэр. Североморск. Там они были оперативно подчинены командованию ВВС СФ.

18 июня 1942 г., на время проведения операции по встрече конвоя PQ-17, в состав ВВС СФ был передан 21 самолёт Пе-2 из 28-го и 29-го ПБАП ВВС ВМФ, с переброской их на аэрордром Ягодник из центральной части страны.

В конце июня того же года командующему ВВС СФ была оперативно подчинена 122-я ИАД ПВО (767-й, 768-й и 769-й ИАП ПВО),2 базирующаяся в районе Мурманска, а командующему БелВФ — 104-я ИАД ПВО (348-й, 729-й и 730-й ИАП ПВО), базирующаяся в районе Архангельска. В конце года 36-я АД ДД, из-за больших потерь, понесённых полками, была отведена в тыл на переформирование.

Для обеспечения проводок союзных конвоев, в июле 1942 г. в состав ВВС СФ была переброшена Особая морская авиационная группа (ОМАГ), возглавляемая генерал-майором авиации Н.Т.Петрухиным. В состав группы входили 13-й, 20-й, 121-й и 255-й ИАП, а также 35-й МТАП. Кроме истребительных частей, в неё несколько ранее вошли также 28-й и 29-й ПБАП ВВС ВМФ, которые ещё в июне прибыли на Север. Эта группировка действовала до конца октября того же года, после чего была расформирована.

По состоянию на 30 июля 1942 г., командующему ВВС СФ подчинялись силы ВВС 14-й армии:

19-й гв. ИАП на аэр. Шонгуй: 7/3 Р-39, 9/6 Р-40;
197-й ИАП на аэр. Мурмаши: 17/6 «Харрикейн»;
608-й БАП на аэр. Кица 4/3 Пе-2;
122-я ИАД ПВО на аэр. Арктика: 7/7 «Харрикейн», 6/6 Р-40.
26 августа 1942 г. командующий СФ приказал перебазировать с аэр. Поной на аэр. Амдерма 2 Пе-3 95-го АП и с аэр. Североморск-1 — 1 ДБ-3 2-го гв. САП и 2 Пе-3 95-го АП, для уничтожения линкора «Адмирал Шеер», действующего в Карском море.

5 сентября 1942 г. на аэр. Африканда сели 24 самолёта «Хемпден» ВВС Великобритании. Ещё один самолёт был сбит по ошибке истребителями Як-1. Один торпедоносец сел в районе Мончегорска, один самолёт — на аэр. Североморск, а ещё один разбился при вынужденной посадке в районе Нива-2. В этот же день 8 «Хемпденов» перелетели с аэр. Африканда на аэр. Североморск.

В связи с расширением зоны боевых действий на восточный сектор Арктики, с 9 сентября 1942 г. был принят в эксплуатацию сухопутный аэр. Рогачёво, а 25 сентября было завершено строительство гидроаэродрома в б. Самоед Белушьей губы. В сентябре туда перелетели 9 МБР-2, которые стали вести разведку в Карском море.

С 14 октября 1942 г., в связи с большими потерями в авиационной технике и лётном составе, были расформированы 95-й АП и 49-я ОМРАЭ.

30 октября 1942 г. наступил новый этап развития ВВС СФ, когда формируются две авиационные бригады: 5-я бомбардировочная и 6-я истребительная. В 5-ю БАБ вошли вновь сформированный 24-й МТАП, 29-й ПБАП и 255-й ИАП, а в 6-ю ИАБ — 2 гв. ИАП, 20-й, 27-й и 78-й ИАП. В 24-м МТАП была сформирована 3-я МТАЭ, а на аэр. Шойна сформирован 48-й авиационный полк (другой информации по этому полку не имеется — возможно, в документе допущена ошибка). Кроме того, был восстановлен 95-й АП на аэр. Североморск. Одновременно было расформировано управление ОМАГ и 121 -й ИАП (в ряде документов он именуется 121-м БАП). Входившие в её состав 35-й МТАП, 13-й АП, 28-й ПБАП и 20-й ИАП были выведены в тыл на переформирование.

К 1 ноября 1942 г., на базе личного состава и авиатехники 5-й и 6-й эскадрилий 2-го гв. САП, 35-го МТАП и 118-го ОРАП, завершилось формирование 24-го МТАП ВВС СФ. Таким образом, на Севере появился собственный полноценный минно-торпедный полк3.

В 1943 г. 28-я ОРАЭ, вооружённая колёсными самолётами, и 118-й МРАП, вооружённый летающими лодками, были переформированы в 118-й отдельный разведывательный авиационный полк смешанного состава.

В феврале 1943 г. в оперативное подчинение командованию Авиации флота поступила 258-я САД 7-й ВА Карельского фронта.

В марте 1943 г. из Саранска на Север, после переформирования, прибыл 46-й ШАП, ранее воевавший в составе ВВС ЧФ. Этим было положено начало существования штурмовой авиации СФ.

В июне 1943 г. 46-й ШАП приступил к боевым вылетам в интересах флота.

В июле 1943 г., как и на всех флотах, авиабригады ВВС СФ были переформированы в авиационные дивизии: 5-ю МТАД и 6-ю ИАД.

28 апреля 1944 г. в составе ВВС СФ сформировали ещё одно соединение — 14-ю смешанную авиационную дивизию. В её состав вошли 20-й ИАП и 95-й АП, а также 46-й ШАП.

В июне 1944 г., после освобождения Крыма и Севастополя, с Чёрного моря на Север прибыл 36-й МТАП, вошедший в состав 5-й МТАД. Это было последнее пополнение ВВС СФ в ходе войны.

7 сентября 1944 г. командующий ВВС СФ генерал-лейтенант авиации А.Х.Андреев потерпел аварию на самолёте Як-9, после чего находился на излечении до февраля 1945 г. На этот период его обязанности исполнял начальник штаба ГСС генерал-майор авиации Е.Н.Преображенский.

В декабре 1944 г. в состав ВВС СФ были переданы самолёты Ил-4 из 113-й БАД ВВС Карельского фронта, которая, в свою очередь, перевооружилась на Ту-2.

С первого до последнего дня Великой Отечественной войны авиаторы-североморцы успешно решали боевые задачи воздушной разведки, прикрытия аэродромов, ВМБ и портов СФ. Они наносили удары по военным и промышленным объектам, конвоям и боевым кораблям противника в Заполярье, защищали свои коммуникации и содействовали приморскому флангу сухопутных войск.

Награды ВВС СФ
За мужество и героизм, проявленные в боях с фашистской Германией, указами Президиума Верховного Совета СССР, приказами Верховного Главнокомандующего и НК ВМФ были преобразованы в гвардейские, награждены орденами, и удостоены почётных наименований следующие части и соединения Военно-воздушных Сил СФ.

Разведывательная авиация:

— 118-й разведывательный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский».

Минно-торпедная и бомбардировочная авиация:

— 5-я минно-торпедная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Киркенесская»;

— 14-я смешанная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени;

— 24-й минно-торпедный авиационный полк был преобразован в 9-й гвардейский минно-торпедный авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

— 95-й авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

Штурмовая авиация:

— 46-й штурмовой Краснознамённый авиационный полк был награждён двумя орденами Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Печенгский».

Истребительная авиация:

— 6-я истребительная авиационная дивизия была награждена орденом Красного Знамени и удостоена почётного наименования «Печенгская»;

— 20-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени и удостоен почётного наименования «Киркенесский»;

— 27-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

— 72-й смешанный авиационный полк был преобразован во 2-й гвардейский смешанный (позднее — в истребительный) авиационный полк, награждён орденом Красного Знамени, удостоен почётного наименования «Печенгский». Ему также было присвоено имя дважды Героя Советского Союза Б.Ф.Сафонова;

— 78-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени;

— 255-й истребительный авиационный полк был награждён орденом Красного Знамени.

С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС СФ и БелВФ произошли некоторые организационные изменения: 44-й и 54-й смешанные авиационные полки в течение второй половины 1945 г. были расформированы, а 53-й САП4 переформирован в дальнеразведывательный полк. Вместо расформировываемых полков создаются 25-я, 26-я, и 27-я отдельные морские дальнеразведывательные авиационные эскадрильи, вооружённые самолётами МБР-2 и «Каталина».

Источник: Левшов П. В., Болтенков Д. Е. Век в строю ВМФ: Авиация Военно-Морского Флота России (1910-2010). Справочник. — СПб., Специальный выпуск альманаха «Тайфун», 2012. — 768 с.

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/morskaya-aviaciya-sssr-v-gody-vojjny-severnyjj-flot.html

Награды

Фотографии

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: