Ольшанский Михаил Георгиевич
Ольшанский
Михаил
Георгиевич
сержат / шофер транспортной машины
27.02.1916 - 16.10.1994

История солдата

Биография моего прадедушки, Ольшанского Михаила Георгиевича, отражает непростую, а порой и драматичную, историю нашей страны. 

      Родился Михаил Георгиевич 27 февраля 1916 года в селе Мокрая Ольховка Камышинского уезда Саратовской губернии (сейчас это Волгоградская область). В семье священнослужителя. Семья была большая – 12 детей. Были свои коровы, лошади. Прадедушка рассказывал, как «ходил в ночное» пасти лошадей. Но потом начались гонения на священников. Когда ему было 12 лет, ночью пришли и забрали отца, а мать с младшими детьми отправили в Сибирь. Больше он их не видел. Хорошо, что за несколько минут до ареста их успели предупредить. Михаил с двумя братьями убежали в другое село к родственникам. Там он прожил несколько лет. Но случилась новая беда – в 1932 году в Поволжье начался голод. Умирали целыми семьями. Чтобы выжить шестнадцатилетний Михаил завербовался на строительство Магнитогорского металлургического комбината–«Магнитки». 

      Труд был очень тяжелым, почти все делали вручную. При вербовки отбирали документы, и уже никуда нельзя было уехать. Там Михаил заболел брюшным тифом и чудом выжил. Когда он вышел из больницы, то был худой и изможденный. Поправиться после болезни ему помогла семья инженера, который тоже работал на стройке. Он же помог Михаилу перебраться в Москву на строительство Филевского хладокомбината (сейчас там делают мороженное «Айс-Фили»). Так в 1936 году мой прадедушка оказался в Москве.

      Великая Отечественная война застала Михаила Георгиевича в городке Ораниенбаум (ныне Ломоносов) Ленинградской области, где он проходил срочную военную службу с ноября 1940 года. Так, с первых дней войны мой прадедушка оказался ее участником.

 

       Всю войну Михаил Георгиевич воевал в составе 2-ой ударной армии в 191-й Краснознаменной Новгородской стрелковой дивизии. Он был водителем на легендарной «полуторке». Конструкция автомобиля была очень простой: кузов, сиденье деревянные, кабина не отапливалась, но машина была надежной, перевозила больше положенных полутора тонн, легко ремонтировалась. Прадедушка с теплом вспоминал своего фронтового друга.

      В 1941 году 2-я ударная армия вошла в состав Волховского фронта под командованием генерала армии Мерецкова К.А.

      Во время Любанской операции в начале 1942 года армия под командованием Власова попала в окружение около Мясного Бора. Про это время прадедушке было очень тяжело вспоминать. Не было еды, боеприпасов, несколько месяцев люди были в болотах, по колено в воде, даже спали стоя, потому что кругом была вода, от голода грызли кору. Солдаты пытались вырваться из окружения через небольшой коридор размером около одного километра близь Мясного Бора под постоянным огнем немецкой армии. Весь коридор был завален телами убитых в несколько слоев. Потом и этот коридор был перекрыт. Кто не вышел из окружения были взяты в плен или убиты. Из каждых десяти человек выжил только один.

      В декабре 1942 года 2-ую ударную армию направляют к Ладожскому озеру. Надо было прорвать кольцо блокады Ленинграда и освободить город от фашистского окружения. Начинается операция «Искра». Михаил Георгиевич на своей «полуторке» возил в блокадный Ленинград боеприпасы и топливо по льду Ладожского озера. Эту дорогу стали называть «Дорогой жизни». Прадедушка рассказывал, что дорогу постоянно обстреливали немцы, фары включать было нельзя, чтобы не обнаруживать себя, поэтому ночью дороги было не видно. В любой момент в машину мог попасть снаряд, или лед не выдерживал тяжести грузовика и ломался. Каждый рейс мог стать последним. К тому же от недостаточного питания у водителей началась «куриная слепота». Уже в сумерках они начинали плохо видеть. Приходилось выходить из машины, идти на ощупь несколько метров, проверяя дорогу, потом возвращаться в машину и проезжать их. Когда командир узнал об этом, он приказал повару заваривать сосновые иголки, и, в обязательном порядке, выдавать отвар вместе с едой. Значение Дороги жизни трудно переоценить: она спасла многим  ленинградцам жизнь, позволила городу выстоять в кольце блокады. За проявленные мужество и героизм на Дороге жизни, прадедушка был награжден своей первой медалью «За оборону Ленинграда».

      В 1944 году Михаил Георгиевич принимал участие в боях за Кингисепп, Нарву, Таллин в составе 2-й ударной армии под командованием Федюнинского И.И.

      В январе 1945 года 2-ую ударную армию перебрасывают на территорию Польши, где она входит в состав 2-го Белорусского фронта, которым командует Константин Константинович Рокоссовский. Прадедушка очень хорошо вспоминал о Константине Константиновиче.  Как-то перед наступлением он лично приехал на передовую и, под огнем противника, вдохновлял солдат на битву. Бои в Польше были очень тяжелыми. Часть местного населения была против «советской оккупации». Организовывались бандитские группы, которые нападали с тыла, травили воду, минировали дороги. Михаил Георгиевич принимал участие в боях за Данциг (сейчас город Гданьск в Польше).

      В апреле 1945 года 2-я ударная армия вошла в Германию. Здесь наступление велось ударными темпами. За один день брали по пять и более городов, о чем свидетельствуют боевые грамоты от командира части.

Но, с приходом долгожданной победы, военная служба для Михаила Георгиевича не закончилась. Он продолжал службу в составе Советских войск в Германии в городе Зальцведаль.

      Демобилизовался мой прадедушка только в июле 1946 года.

      За боевые заслуги перед Родиной, Ольшанский Михаил Георгиевич был награжден Орденом «Красной Звезды», орденом «Великой Отечественной войны П степени», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», памятным знаком  «Ветеран 2-й Ударной армии», памятным знаком «Ветеран Волховского фронта, участник битвы за Ленинград» и юбилейными медалями к годовщинам Победы.

Регион Волгоградская область
Воинское звание сержат
Населенный пункт: Камышинский район
Воинская специальность шофер транспортной машины
Место рождения село Мокрая Ольховка Камышинского уезда Саратовской губернии (сейчас это Волгоградская область)
Годы службы 1940-1946
Дата рождения 27.02.1916
Дата смерти 16.10.1994

Боевой путь

Место призыва Киевский РВК, г.Москвы
Дата призыва 10.1940

Награды

Орден Красной Звезды, медаль  "За победу над Германией"

Орден Красной Звезды, медаль "За победу над Германией"

Медаль "За оборону Ленинграда"

Медаль "За оборону Ленинграда"

После войны

После войны мой прадедушка все время проработал в Москве, на заводе «Вторичных драгоценных металлов» водителем. Там он познакомился со своей будущей женой, моей прабабушкой. Очень жаль, что прадедушка умер, когда мне не было и года, в 1994 году. О его героической жизни мне рассказали мама и бабушка. Я очень горжусь своим прадедушкой.

Однополчане

Автор страницы солдата

Страницу солдата ведёт:
История солдата внесена в регионы: