Серов Яков Макарович
Серов
Яков
Макарович
майор

История солдата

Мой дедушка Серов Яков Макарович родился в 1901 году в чувашской крестьянской многодетной семье в деревне Нижнее Анчиково Богородской волости Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Козловского района Чувашской Республики). Кроме него в семье было ещё восемь детей.  Отец умер рано, ему исполнилось всего лишь тридцать три года и все заботы о семье легли на хрупкие женские плечи матери. А тут ещё началась Первая мировая война. О сытой жизни приходилось только мечтать. Поэтому, чтобы выжить, трудиться приходилось с детства от зари до зари. Все были приучены к тяжёлому сельскохозяйственному труду и работы не боялись. Когда Яков немного подрос, пошёл учиться в местное земское училище. Затем продолжил учёбу в четырёхлетней Тоганашевской школе. В 1914 году окончил её. В сентябре 1916 года в городе Казани устроился матросом на одну из барж купца Демидова. Когда летом 1918 года белогвардейцы с боями подходили к Казани, Яков вернулся домой. В июне 1919 года Серова мобилизовали в ряды Красной Армии. Там он прослужил рядовым касноармейцем до августа 1922 года. Участвовал в гражданской войне. После демобилизации из армии поступил на работу связистом на железнодорожной станчии Люберцы Московской области. Регулярно навещал родных. Материально помогал им.

 Из-за затяжной засухи и неурожая в 1920 году начался голод в Поволжье, который лютовал несколько лет. От голода тогда погибли миллионы человек. Ели всё, что можно было есть и нельзя. Тяжко тогда пришлось народу.Пытаясь изменить ситуацию, руководство страны решило провести коллективизацию крестьянских хозяйств. При этом не предусматривались никакие меры административного воздействия и принуждения. Ни сроков, ни темпов, ни единых для всех форм и способов преобразований не устанавливалось. На начальном этапе коллективизации местные руководители, одержимые погоней за высокими показателями, применяли методы принуждения и репрессий. Этот произвол принял массовый характер по всей стране. Был нарушен принцип добровольности вступления крестьян в колхозы. Ошибки и извращения были допущены и в Чувашии.

Яков Макарович женился на односельчанке Феодосии Спиридоновне. Жили не богато, но в достатке. В 1928 году родился сынок. Когда в родной деревне пошли слухи об образовании колхоза, он сомневался в успехе этого мероприятия, душой не принял эту идею и не собирался в него вступать, полностью полагаясь на многолетний традиционный уклад ведения своего хозяйства и собственные руки.  И когда 26 декабря 1929 года из райцентра приехал уполномоченный записывать народ в колхоз, Серов отказался. Его тут же арестовали, обвинив в агитации против организации колхоза. Районная тюрьма была переполнена такими же отказниками, поэтому через неделю его отпустили домой, изменив меру пресечения на подписку о невыезде. А после опубликования в марте 1930 года в газетах критической статьи Сталина «Головокружение от успехов» местные власти смягчили обращение с крестьянами. С Якова сняли все обвинения, отменили подписку о невыезде и оставили в покое. Вскоре его выбрали председателем сельсовета соседнего села Тоганашево.

В 1930, -32, -35 годах в семье Серовых друг за другом родились три дочки, а 1939 году – ещё один сын. Детей Яков Макарович очень любил. Был к ним очень внимателен. Свободное время старался проводить с ними, занимался, учил уму разуму, играл, приучал к труду. По возможности баловал их скромными гостинцами и подарками. Но постоянно прививал им чувство честности во всём – и в поведении, и в отношениях, и в делах. Забегая вперёд, можно сказать все дети выросли, выучились, получили профессию, стали порядочными и уважаемыми людьми и своих детей воспитывали в том же духе.

В 1931 году в деревне Нижнее Анчиково всё же был образован колхоз «Первомайский». Большинство земляков вступили в него. Заботясь о судьбе своей семьи, желая устроить лучшее будущее детям, активно включился в общественную работу. Вступил в ряды Всероссийской Коммунистической партии. Вышестоящие товарищи заметили энергичного молодого человека, выдвинули на партийную работу. В стране был дефицит квалифицированных национальных кадров. Его назначили сначала заведующим Бюро жалоб Козловской районной контрольной комиссии и рабоче крестьянской инспекции, затем перевели в Ибресинский район на такую же должность. В 1934 году его выбрали парторгом Ибресинского леспромхоза. Чтобы повысить уровень знаний и образования поступил учиться на областные курсы Марксизма-Ленинизма в городе Чебоксары. После их успешного окончания в январе 1937 года Якова Макаровича направили в родной район инструктором райкома ВКП(б). В декабре 1937 года избрали секретарём парткома Козловского комбината "Главстройдеталь". В октябре 1938 года вернули на должность инструктора, а через два месяца назначили директором Козловской заготовительной канторы. В июне 1939 года Якова Макаровича перевели заведующим организационноинструкторским отделом Козловского райкома партии, а позже - вторым секретарём того же райкома, где он проработал до войны. Ожидая подходящего жилья для семьи в поселке Козловка, временно жил в общежитии партийных работников. Автобусного сообщения с родными местами в то время не было. Но, зная, как его ждут дома и очень скучая по семье, по детям, летом почти каждый день ездил домой в Нижнее Анчиково на велосипеде. Зимой до дому добраться было сложнее. Поэтому, к сожалению, удавалось выбраться только по выходным на попутных подводах. Не редко приходилось проходить пешком приличные расстояния. Приезжая домой, Яков Макарович всегда старался порадовать близких всякими вкусностями.   

Вероломное нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года на Советский Союз прервало мирный труд людей в самую горячую пору – созревали хлеба, и надо было готовиться к уборке урожая. Но на второй день войны Козловский райвоенкомат мобилизовал Якова в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии и направил его на курсы военных политруков, а дома осталась жена с пятью малолетними детьми.

Для усиления противовоздушной обороны города Воронежа, являвшегося важным стратегическим пунктом, крупным железнодорожным узлом и местом дислокации штаба Юго-Западного фронта, а также для обороны крупных железнодорожных узлов и железнодорожных коммуникаций на Воронежском вагоноремонтном заводе начали изготовление зенитного бронепоезда №55 имени Тельмана. После окончания школы политруков, учитывая опыт партийной работы, Серова Я.М. в звании старшего политрука назначили Военным комиссаром этого бронепоезда. Пока строили бронепоезд, комиссар набирал его экипаж, который активно участвовал в сборке бронепоезда, одновременно изучал его и учился его боевому применению. Экипаж набирали из местных мобилизованных железнодорожников, из красноармейцев зенитных подразделений и расформированных бронепоездов, пришедших в негодность в боях. В январе 1942 года бронепоезд №55 был готов и поступил в распоряжение Управления Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО.

В штате зенитного бронепоезда имелись две бригады машинистов паровоза, взвод орудий среднего калибра, взвод пункта управления зенитным огнем и дальномером, два взвода орудий малого калибра и пулеметный взвод на три-четыре пулеметные установки, хозяйственное отделение, путевую службу и службу артиллерийского технического обеспечения. В экипаже зенитного бронепоезда было около 60 человек. Бронеплощадки с зенитными орудиями располагались симметрично относительно бронепаровоза у хвоста и головы зенитного бронепоезда, а пункт управления огнём в середине состава. Малокалиберная артиллерия и пулеметные установки располагались равномерно по всему составу бронепоезда. Платформы прикрытия располагались в хвосте и голове состава.

Условия службы солдат на бронепоездах были довольно суровыми. Во время боя в броневой орудийной башне солдат находился в условиях духоты от паровозного дыма и пороховых газов, летом было жарко, зимой - холодно, теснота, звон ударов пуль и осколков о броню, а нередко – рядом убитые и раненые. Таково "поле боя" солдат бронепоездов. Серов Яков Макарович сумел мобилизовать партийно-комсомольскую организацию и весь личный состав бронепоезда на выполнение боевых задач в борьбе немецко-фашистскими оккупантами. Весь личный состав бронепоезда в борьбе вражескими самолётами проявил стойкость, мужество, мастерство и преданность Родине.

Вторая харьковская битва началось как попытка стратегического наступления советских войск, но завершилось окружением и практически полным уничтожением наступающих сил Красной армии. Из-за этой катастрофы под Харьковом стало возможным стремительное продвижение германской армии на южном участке фронта на Воронеж и Ростов-на-Дону с последующим выходом к Волге и продвижением на Кавказ.

Зенитный бронепоезд №55 имени Тельмана отличился при отражении воздушных нападений врага под Купянском в боях под Харьковом весной-летом 1942 года. 21 апреля он вместе с 31-м отдельным зенитным артиллерийским дивизионом отразил налёт 29 самолётов противника на железнодорожную станцию Изюм Харьковской области. Было сбито три «Юнкерса» и два «Мессершмитта». Обороняемый объект не пострадал. В боях в районах станций Изюм, Святогорск бронепоездом уничтожено 6 самолётов противника, до роты пехоты и 2 танка. Сам Серов как комиссар бронепоезда лично руководил боем и своим примером показал образцы храбрости и мужества. За этот бой он был удостоен ордена «Красная Звезда» и медали «За боевые заслуги». 22 июня части Воронежско-Борисоглебского дивизионного района ПВО отразили массированные налёты вражеской авиации восточнее Харькова на станции Изюм и Купянск Харьковской области, Валуйки Белгородской области. Зенитный бронепоезд № 55 совместно с подразделениями 317-го, 736-го зенитных артиллерийских полков уничтожил 69 самолётов, но это достигалось дорогой ценой. Под фашистскими бомбами гибли и товарищи из экипажа бронепоезда. Погибших хоронили недалеко от железнодорожных путей. Бронепоезду удалось вырваться из окружения и уйти к Воронежу.

Большое летнее наступление 1942 года на юге гитлеровцы решили начать ударом на воронежском направлении. Непосредственно перед началом наступления и в ходе самого наступления, особенно в период с 28 июня по 10 июля, немецкая авиация нанесла ряд бомбовых ударов по армейским и фронтовым тылам, по железнодорожным узлам, через которые шло снабжение войск фронта, и по объектам в районе Воронежа. Об интенсивности действий фашистской авиации на воронежском направлении можно судить по зарегистрированным вражеским самолётоналётам. В июне их в среднем было по 80 в сутки, а в июле уже – по 150. С 10 по 16 июля, обороняя станцию Отрожка, зенитный бронепоезд № 55 сбил 5 и подбил 3 самолёта. Всё лето, курсируя между станциями Сомово, Графская, Отрожка в районе Воронежа, бронепоезд прикрывал от вражеских авианалётов эвакуацию населения и раненых красноармейцев из города, отходящие войска, прибывающие эшелоны с техникой и боеприпасами.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета старший политрук Серов Яков Макарович получил офицерское воинское звание – «капитан» и должность – заместитель командира бронепоезда по политической части. Вскоре в соответствии с занимаемой должностью ему присвоили очередное воинское звание – «майор».

 Зимой 1942-43 годов восемь зенитных бронепоездов прикрывали железнодорожные пути, ведущие в Сталинград. Среди них был и бронепоезд №55. Немецкая авиация, нанося удар за ударом по железнодорожным станциям и перегонам с идущими по ним грузовыми составами, старалась любой ценой перерезать советские коммуникации и отрезать снабжение Красной Армии, героически обороняющей Сталинград. После её победы в Сталинградской битве Серов Яков Макарович был награждён медалью «За оборону Салинграда».

В конце января 1943 года советское командование предприняло Воронежско-Касторненскую наступательную операцию, создавшую предпосылки выхода наших войск на подступы к Курску и Харькову. Весной своевременно раскрыв гитлеровские планы, советское командование дало указание войскам готовиться к глубокоэшелонированной обороне на Курском выступе для отражения фашистского контрнаступления. Были приняты меры по укреплению ПВО крупных железнодорожных узлов: Елец, Касторная, Курск, Воронеж, Мармыжи. Бронепоезд №55 сражался в районе станции Щигры. 

Летом 1943 года несколько десятков советских зенитных бронепоездов сосредоточились в районе Курской дуги. Этот район обещал стать ареной главных боев на восточном фронте, поэтому противники подтягивали сюда все свои резервы. Сотни составов с войсками, боевой техникой и прочими военными грузами двигались к Курску. Противовоздушная оборона железнодорожных узлов и коммуникаций от налетов немецкой авиации становилась основной задачей для всех подразделений противовоздушной обороны. Помимо истребителей и зенитной артиллерии, в решении этой задачи участвовали также и зенитные бронепоезда. На них возлагались задачи по сопровождению эшелонов в пути, а также по временному прикрытию станций выгрузки войск и организации засад на промежуточных станциях и разъездах, не прикрываемых другими средствами ПВО.

Участвовали зенитные бронепоезда и в отражении массированных налетов немецкой авиации на Курск 22 мая и 2 июня, когда около 1050 самолетов пытались уничтожить железнодорожный узел Курск. Авианалет 2 июня был один из крупнейших в годы войны и особенно впечатляющим. Днём более пятисот и ночью около трёхсот бомбардировщиков и истребителей Люфтваффе наносили бомбоштурмовые удары с Орловской и Донецкой авиабаз, подходя к цели с нескольких направлений. Около ста бомбардировщиков всё же прорвались к Курску и сбросили свой груз на железнодорожный узел. Почти на сутки он был выведен из строя. Зенитные средства, в том числе и бронепоезда, тоже участвовавшие в отражении налета, не смогли сохранить в неприкосновенности столь важный объект. В целом же активные действия сил противовоздушной обороны не позволили немецким войскам решить задачу изоляции района боевых действий.

В летние месяцы 1943 года экипаж бронепоезда имени Тельмана участвовал в отражении многочисленных воздушных атак в районе станций Щигры, Черемисиново, оборонял мосты стратегического назначения на Курском железнодорожном узле, участвовал в обороне воздушного пространства над станцией Курск в момент налета пятисот вражеских самолетов 2 июня 1943 года. В воздухе стоял вой низко летящих «юнкерсов». Голоса команд тонули в реве их моторов. Гильзы со звоном отлетали от стен и катались по полу бронеплощадок. Командиры взводов охрипли от команд, оглохли от непрерывной стрельбы. Фашистские самолеты, разделившись тройками, с надрывным гулом по очереди пикировали на цели, сбрасывая смертоносный груз. Комиссар бегал от орудия к орудию, подбадривая молодых бойцов и руководя огнем. Машинисты паровоза, умело маневрируя по путям, уводили бронепоезд от прямых попаданий авиабомб, их осколки свистели повсюду, периодически ударяя в броню. Ремонтная бригада находилась в напряжённом ожидании, готовая в любой момент приступить к восстановлению повреждённого пути, Командир бронепоезда с командного пункта руководил всем хозяйством, отдавая подразделениям по внутренней связи короткие, но чёткие команды. За этот подвиг экипаж бронепоезда весной 1944 года был награжден орденом Красной Звезды. Немецкая авиация целенаправленно наносила бомбовые удары и по бронепоездам, которым при её налетах частенько серьёзно доставалось.

После разгрома фашистов под Курской осенью 1943 года зенитный бронепоезд имени Тельмана обеспечивал надежное прикрытие железных дорог, прилегающих к ним коммуникаций и войск от авиации противника на Украине. Чтобы сорвать дальнейшее наступление Красной Армии 17 декабря германские военно-воздушные силы предприняли массированный налёт на переправы через Днепр. Но встреченные огнём советских зенитчиков и истребительной авиации вынуждены были сбросить бомбы мимо целей и вернуться восвояси. Активное участие в обороне приняли и зенитные бронепоезда, в том числе и бронепоезд № 55.

По мере продвижения наших войск на запад зенитный бронепоезд № 55 совместно с другими бронепоездами нёс охрану важнейших железнодорожных узлов на территории Польши и Германии. Сложность широкого и оперативного использования бронепоездов в странах западной Европы усугублялась более узкой их железнодорожной колеёй. Для обеспечения движения и маневрирования бронепоездов приходилось перешивать одну рельсу в колее. В войне с фашистской Германией зенитный бронепоезд №55 имени Тельмана участвовал до 20 апреля 1945 года. После победы над фашисткой Германией Серова Якова Макаровича наградили медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.».

Выполняя международные обязательства, Советский Союз 8 августа 1945 года объявил войну милитаристической Японии. К началу войны путь зенитных бронепоездов лежал из Европы в Азию. На Дальний Восток отправился и бронепоезд имени Тельмана, призванный обеспечить надежное прикрытие железных дорог и войск от авиации противника. Вместе с бронепоездом туда же в составе дивизиона был направлен и Майор Серов. Воинский эшелон проследовал через станцию Тюрлема в час ночи. По прямой эта станция – в семи километрах от родной деревни. Можно понять, что чувствовал в это время Яков Макарович не бывший дома четыре года, как хотелось солдату забежать домой увидеть и обнять своих детей и жену. Сердце готово было выскочить из груди. Но долг есть долг. И поезд умчал его на Дальний Восток мимо родных мест.

Когда советские войска прорвали оборонительные рубежи Квантунской армии, вглубь Маньчжурии для противовоздушной обороны мостов и железнодорожных станций выдвинулись 12 бронепоездов, среди них и №55. Помимо основной работы, им приходилось решать и другие задачи. Зенитные бронепоезда привлекались для артиллерийской подготовки и поддержки войск, наступавших на Хулиньский укрепленный район. После победы над Японией Серова Якова Макаровича наградили медалью «За победу над Японией». Демобилизовали его лишь по болезни осенью 1946 года. Вскоре 18 февраля 1948 года он, к сожалению, умер. Похоронили его на деревенском кладбище села Решетниково. Вечная память солдату Отчизны!

 

Регион Республика Чувашия
Воинское звание майор
Населенный пункт: Чебоксары

Фотографии

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: