Котляров Николай Семенович
Котляров
Николай
Семенович
авиационный техник
18.10.1913 - 9.12.2011

История солдата

Полёт судьбы

Историю изучают по книгам. А есть люди – сами история. И неважно, в каком времени это было. Главное, что они жили и живут, на одном дыхании, работали и работают, оставляя после себя память о конкретных делах и поступках. Для них каждый прожитый день в книге судьбы отмечен своей памятной страницей, маленькой частицей сердца. При этом они никогда не претендовали на собственную значимость, не искали славы или особого признания. Сама жизнь, словно искусный скульптор, лепила из них героев, способных оставить в истории яркий и значимый след. Это как полёт судьбы - сколько отмеряно лет, столько и длится он, по велению сердца, по любви к жизни и готовности послужить своему Отечеству в силу дарованных сил, возможностей, таланта и мастерства.

… В один из январских дней только что наступившего 2003 года в аэропорту «Владивосток» по трапу самолёта в салон ТУ-154 вошёл седовласый степенный мужчина, сел в кресло. Пассажиры могли разве что удивиться его возрасту, узнав, сколько лет их попутчику. А знай они кто летит вместе с ними в Петропавловск – Камчатский, наверняка забросали бы вопросами. Но откуда бы им знать, что в салоне был человек-легенда. В далёкие теперь уже 50е годы прошлого столетия, а точнее сказать в октябре 1958 года именно его, Николая Семёновича КОТЛЯРОВА, назначили начальником Петропавловск – Камчатского аэропорта. И отработал он в этой должности до января 1963 года.

И что же заставило его, столько лет спустя, снова оказаться на борту, теперь уже современного воздушного лайнера? Что внесло некую сумятицу и тревогу, по случаю его вылета, даже в сердце генерального директора ОАО «Владивосток Авиа» Владимира Сайбеля? Как тут было не поволноваться и руководителю авиапредприятия, и дочери Николая Семёновича, Нине, провожавших его на самолет? Они-то прекрасно знали, что пассажиру 90 лет и в таком возрасте волнения, пусть и приятного характера, нежелательны.

Но для самого виновника необычного полёта на Камчатку это была удивительная возможность вновь вернуться в исполненные особым ритмом ударного труда годы. Тогда он в свои 45 лет должен был продемонстрировать целеустремлённость и энергичность, а ещё и непоколебимую волю – выполнить очередное (крайне ответственное) задание партии – построить новые объекты аэропорта в Елизово, а это целый комплекс. И летел тогда на Камчатку из Москвы новоиспечённый начальник самого северного порта необъятной страны на самолёте ТУ-104, с пересадками это заняло не менее 12-14 часов.

А теперь красавец ТУ-154 с его прекрасным сервисным обслуживанием доставляет пассажиров из столицы Приморского края, всего за три часа. За время, проведённое в пути так хорошо вспоминается минувшая жизнь, и хотя прошло столько лет помнится всё в ней до мельчайших подробностей. Вот он в свои 25 лет – авиационный техник третьего класса, уже преподавал в Тамбовском лётном училище, обучая молодых курсантов азам профессии на тогдашних самолётах – У-2 и Р-5. К этому времени Николай встретил свою судьбу – красавицу Машу. Вместе они прожили без малого 50 лет, и лишь смерть супруги прервала этот союз. Долгие годы верная и преданная жена моталась с мужем по разным точкам его назначений. Правда, Николай Семёнович честно сознался, что лишь однажды Мария Васильевна наотрез отказалась следовать в Охотск, куда «добирать» положенного северного стажа согласился отправиться на два года её супруг. Но тогда уж ему пришлось изыскивать возможность прилетать к семье в город Артём, Приморского края.

А первый их совместный перевод был в столицу, куда молодого, но толкового и перспективного КОТЛЯРОВА перевели в московский центральный аэропорт. Страна усиленно осваивала полёты по всем направлениям и остро нуждалась в грамотных специалистах. Именно здесь авиатехник первого класса вплоть до 1941 года обслуживал все виды самолётов того периода. С началом финской войны ответственность за подготовку к полётам была особой, а времени порой на смену двигателей отводилось совсем ничего – за ночь надо было успеть, в случае необходимости, сменить и утром выпустить в полёт со стопроцентной надёжностью… ПС-40, Ка-5, Сталь-2, Сталь-3, ПС-84, Тб-3 – моторы к этим типам самолётов Николай знал наизусть, мог профессионально определить износ двигателя и подготовить к полёту технику на «отлично».

Известие о начале Великой Отечественной застало КОТЛЯРОВА за тысячи километров от столицы, 26 апреля 1941 года он особым приказом был командирован в Монголию. Молодой коммунист в свои 28 лет был назначен начальником аэропорта. Аэродром базировался на высоте 1315 метров над уровнем моря в 15 километрах от Улан-Батора. И была готовность №1 на случай возможной войны с Японией… О том, какой ценой выполнялось это задание Верховного Главнокомандующего, говорит тот факт, что в 1946 году Николая КОТЛЯРОВА наградили монгольским орденом «Полярная звезда» и медалью «За победу над Японией».

Впрочем, был и очень неприятный случай, который лишь по счастливой случайности не отразился на всей карьере (или даже жизни) молодого начальника аэроточки. Аэропорт, куда приземлялись самолёты в военное время, на которых пребывали очень высокие зарубежные правительственные военные лица был под усиленной охраной. И вот привёз как-то тогдашний советский чиновник компанию подвыпивших мужчин, и начальственным голосом приказал КОТЛЯРОВУ готовить самолет, чтобы повеселиться в воздухе. А начальник порта – человек очень ответственный, отказался выполнять – не положено по инструкции, время военное. Тот топал ногами, кричал, приказ дал арестовать… Но к счастью всё обошлось.

А вообще-то Монголия запомнилась семье Котляровых, в первую очередь тем, что там родились дети, дочь и сын (первая малышка умерла через год после рождения). По возвращению в Москву Николая Семёнович был приглашён в главное управление Гражданского флота СССР на должность инспектора эксплуатационного управления. Его назначили в состав комиссии по проверке состояния аэропортов Дальневосточного управления. И практически каждый аэродром на всей территории Дальнего Востока был тщательно обследован, изучен – с целью открытия регулярных полётов в этот отдалённый регион как грузовых, так и пассажирских самолётов.

Следующей ступенькой трудовой карьеры стало направление в Литву, на должность начальника аэропорта Вильнюса. Спустя два года – новое назначение. Успешно справляясь с поставленными правительством задачами, коммунист КОТЛЯРОВ считался очень грамотным руководителем. И надёжным по всем тогдашним требованиям к советскому гражданину. Потому именно его кандидатура рассматривалась при очередном назначении снова за границу. Но при одном условии: детей оставить в Москве, в специальном интернате. Три дня ушло у чиновников на то, чтобы уговорить семью Котляровых так поступить, но они отказались разлучиться с детьми на несколько лет.

Им снова пришлось уехать из Москвы на пять лет. В 50-е годы Николай Семёнович был командирован в Ашхабад. Снова строить аэропорт, возрождать, налаживать регулярные полёты, одним словом, воздушными нитями соединять большие и малые города, сёла, кишлаки, посёлки… А по возвращении из солнечного Ашхабада – очередная смена адреса для проявления трудового подвига. Камчатка – туда отправился Николай Семёнович в 1958 году.

Жизнь научила Николая Семёновича ни при каких обстоятельствах не терять самообладания. Вот в том же камчатском Елизово, когда работал начальником аэропорта, в экстренных ситуациях брал бразды правления в свои руки и под личную ответственность. Хотя военные могли ради подстраховки закрыть аэродром, Николай Семёнович сам появлялся в стартовом пункте, садил самолёт, давал чёткие указания пилоту по микрофону. Понятно, что за такие действия недовольные пробовали жаловаться по партийной линии, но умел и в этих кабинетах КОТЛЯРОВ отстоять интересы дела.

В феврале 1963 года КОТЛЯРОВА переводят в Приморский край начальником аэропорта «Владивосток» и одновременно ещё одна должность появляется у него – заместитель командира объединённого авиаотряда

Казалось, что это уже последний якорь, брошенный ради оседлой жизни. Николай Семенович многого достиг, уже и квартиру получил трехкомнатную (в ней и по сей день проживает с дочерью). Да пришлось ему сделать еще один вираж – осенью 1971 года по его личной просьбе переводят Котлярова в Охотск. Здесь он снова начальник аэропорта, срок небольшой отработал, но свои организаторские способности руководителя проявил по полной выкладке. Секретарь райкома очень просил не уезжать: такие специалисты, говорил, позарез нужны на севере. А в родной аэропорт Николай Семенович вернулся уже не на командные должности. И отработал на авиапредприятии до 1988 года.

            В день 90-летия к нему домой пришла целая делегация во главе с генеральным директором ОАО «Владивосток Авиа» Владимиром Сайбелем – искренне поздравляли живую легенду, вспоминали минувшие десятилетия, говорили о достигнутом, поднимали тосты за здоровье…

            …Живет в Приморском городе Артёме удивительной судьбы человек. Достойный большого уважения. Интересный собеседник, в разговоре с которым забываешь о времени, просто радуешься представленной нежданно-негаданно возможности из первых уст услышать то, что написано в учебниках. Да разве сравнятся эти книжные строки с живым повествованием самого рассказчика, бывшего свидетелем стольких исторических моментов, выпавших на его долю. А точнее, на долю нашей страны. За минувшие 90 лет – именно Николаю Семеновичу Котлярову – наша страна меняла названия, не говоря уже о крутых исторических поворотах, выпавших на ее многострадальную долю. Представить трудно, как удавалось людям в этой круговерти сохранить исконно русское чувство веры, надежды и любви к ближнему, к родине, не очерстветь сердцем, не потеряться как песчинка, в потоке исторических преобразований.

            И жизнь нашего героя тоже стала своеобразной вехой в истории страны. Николай Семенович родился еще в царской России, 18 октября 1913 года в Ростове на Дону. До революционных преобразований – рукой подать. Родного отца не помнит, тот погиб в боях, а где, так и не удалось узнать родным. Зато детская память 8-летнего мальчишки и по сей день хранит тот ужас российского голода, который заставил молодую мать с тремя детьми бежать в деревню к родным в Курскую губернию. Путь был долгим, месяц ехали в товарниках. Питались, кто чем поможет, а в конце пути семью обворовали, как говорится, до нитки. Зато какое это счастье – вкусить у бабушки в деревне картошки и пирожков с горохом!

            А потом жизнь пошла своим чередом, по законам того времени. Первые азы грамоты осваивал два года в деревенской школе, затем возвращение в Крым, к маминой сестре. Учеба в школе до седьмого класса, затем Симферопольское железнодорожное ФЗУ и самостоятельная работа помощником машиниста паровоза. Ему нравилась это нелегкое дело, да только вскоре лучших пятерых парней-комсомольцев вызвали в горком комсомола и в порядке шефской помощи авиации и флоту направили на учебу. Так Николай КОТЛЯРОВ попал в Батайскую авиационную школу. Выпала ему, однако, козырная карта. Начинал учиться на летчика, увлекся планеризмом, но пришлось по зрению с мечтой расстаться. Направили его затем продолжить обучение в Харьковский авиационный техникум.

            …У трапа самолета в Петропавловске-Камчатском седовласого ветерана, на удивление многим, встречали почетной командой. В последующие четыре дня Николай Семенович, забыв о возрасте, посетил места, где начинал работать в 1958 году начальником аэропорта. Теперь здесь современное здание и современная техника, география полетов под стать авиалайнерам. Разве мог в те годы КОТЛЯРОВ предположить, что пройдет столько лет и он, выступая на торжественном заседании по случаю 55-летия Петропавловск-Камчатского авиапредприятия, вновь сердцем вернется к суровому, но такому памятному периоду, вспомнит тех, с кем строил аэропорт, с кем осваивал новые маршруты.

            За его плечами – целая эпоха развития гражданской авиации в СССР. Смыслом его жизни стало возрождение в стране воздушного транспорта. За его плечами – несколько построенных и модернизированных аэропортов, возведение комплексов и сооружений, организация четкой работы по обслуживанию новых типов самолетов. А еще – умение сплачивать людей на выполнение поставленных задач, готовность передать опыт коллегам. И большое жизнелюбие, интерес к окружающему миру.    

Николай Семёнович Котляров посвятил себя полностью любимому делу, его трудовой стаж в Гражданской Авиации равен 55 годам, в аэропорту «Владивосток» КОТЛЯРОВ отработал 22 года. Кстати, памятен для него момент, когда обследуя аэропорт «Озёрные ключи» летом 1947 года, Николай Семёнович занёс в свою рабочую тетрадь запись: « ПО-2 – 10 единиц, Р-5 – 1 единица. Основные перевозки – почта», а в качестве рекомендации: «Владивосток нуждается в воздушной связи с центром. Желательно хотя бы 10 рейсов на Москву. Люди месяцами ждут отправки по железной дороге.» А спустя 16 лет, когда ему было 50, он вновь оказался здесь, но уже в качестве начальника аэропорта. И много сделал для того, чтобы он стал воздушными воротами Приморья.

Надо ли говорить, что слыл он толковым руководителем, пользовался огромным уважением, был авторитетным специалистом. Орден Трудового Красного Знамени, медали «За трудовую доблесть», «За победу над Японией»  и ряд других наград, а ещё трижды ветеран Великой Отечественной Войны, труда и Гражданской Авиации. За годы работы исколесил почти весь СССР, побывал за границей, встречал-отправлял высоких гостей – королей, шейхов, президентов, премьер-министров, первых лиц нашего государства и других стран…

И остался самим собой. Увлечённо работал, вместе с женой воспитал прекрасных детей, умудрялся читать много художественной литературы, ходить по утрам пешком на работу в аэропорт, бегать на лыжах, крутить две гири по пуду, играть в городки, а в редкие минуты отдыха на день-другой отдавался охоте.

И всегда знал – он принадлежит ДЕЛУ. Тому самому, ради которого прожита вся его жизнь. Он горд, что стоял у истоков развития гражданской авиации в стране, что открывал новые воздушные линии, что решал непростые задачи экономического и социального характера. И счастлив, что его полет судьбы всё ещё продолжается.

 

Валентина Забава

Пресс-служба

ОАО «Владивосток Авиа», 2003 г.

Регион Приморский край
Населенный пункт: Артем
Воинская специальность авиационный техник
Место рождения г.Ростов-на Дону
Дата рождения 18.10.1913
Дата смерти 9.12.2011

Награды

Орден "Полярной Звезды" Монголия

Орден "Полярной Звезды" Монголия

26 апреля 1941 года он особым приказом был командирован в Монголию. Молодой коммунист в свои 28 лет был назначен начальником аэропорта. Аэродром базировался на высоте 1315 метров над уровнем моря в 15 километрах от Улан-Батора. И была готовность №1 на случай возможной войны с Японией… О том, какой ценой выполнялось это задание Верховного Главнокомандующего, говорит тот факт, что в 1946 году Николая КОТЛЯРОВА наградили монгольским орденом «Полярная звезда» и медалью «За победу над Японией».

Медаль "За Победу над Японией"

Медаль "За Победу над Японией"

Орден Трудового Красного Знамени

Орден Трудового Красного Знамени

медаль "За трудовую доблесть СССР"

медаль "За трудовую доблесть СССР"

После войны

Трудовой стаж Николая Семеновича в Гражданской Авиации равен 55 годам, в аэропорту «Владивосток» КОТЛЯРОВ отработал 22 года.

Автор страницы солдата

История солдата внесена в регионы: